Фазы становления личности. Контрольная работа на тему «Личность и общество

admin

Становление личности включает усвоение культурных ценностей, а также формирование на базе них стойкой индивидуальной системы ценностей и ориентаций, которые определяют деятельность и поведение.

Но общественные требования и нормы воспринимаются каждой личностью избирательно и персонально, потому ориентации и ценности личности не всегда совпадают с общественным сознанием.

Что такое личность

Важно понимать, что такое личность. Это понятие часто путают с понятием индивидуальности, особенно по отношению к детям. Часто родители говорят, что их 4-летний ребенок уже сформировавшаяся личность, потому что любит определенную музыку. Но психологи отмечают, что предпочтение определенной музыки у малышей говорит не о личностных особенностях, а об индивидуальности. К ней же относится темперамент, некоторые способности и т.д. Это немало влияет на становление личности, но не является определяющим фактором.

Осознание себя как личности у детей происходит тогда, когда определяются некоторые критерии:

ребенок полноценно использует личные местоимения;
он может описать себя, даже на примитивном уровне, поведать о собственных проблемах и чувствах;
у него присутствуют навыки самоконтроля. А детские истерики из-за незначительных поводов говорят о недостаточном личностном развитии;
у малыша есть основные представления о понятиях «плохо» и «хорошо». Он умеет отказываться от того, что «плохо», поступаться сиюминутным желанием для общего блага.

Факторы становления личности

Невзирая на то, что личность по большей части формируется в ходе общения с окружающими, существуют некоторые факторы становления личности, которые способны влиять на данный процесс:

изначально на становление личности влияют генетические особенности человека, которые он получил при рождении. Наследственность – это база для становления личности. Подобные качества человека, как физические особенности, способности, влияют на формирование его характера, а также метод восприятия других людей и мира вокруг. Наследственность немало объясняет особенности личности, ее различия с другими индивидами, поскольку не существует 2-х одинаковых индивидов;

еще один фактор, который важен при становлении личности – это влияние физического окружения. Та природа, которая окружает человека, влияет на поведение, принимает участие в создании личности. К примеру, ученые связывают климатические факторы с возникновением разных цивилизаций. Люди, которые выросли в различных климатических поясах, отличаются. Самым ярким примером служит сравнение людей из степной местности, горной и джунглей. Природа во многом на нас влияет;
третий фактор становления личности – это культурное влияние. Любой вид культуры имеет специфический набор ценностей и норм. Он общий для членов одной группы или общества. Потому представители каждой отдельной культуры должны с пониманием относится к подобным ценностям и нормам. Из-за этого появляется модальная личность, она воплощает в себе общекультурные особенности, они прививаются обществом своим членам в процессе культурного опыта. Получается, что нынешний социум с применением культуры создает социабельных индивидов, которые легко идут на социальные контакты и сотрудничество;

другой фактор – это социальное окружение. Стоит признать, что подобный фактор считается главным в ходе процесса становления качеств индивида. Влияние такого окружения происходит через социализацию. Это такой процесс, с помощью которого личность усваивает нормы группы так, чтобы через формирование «Я» проявлялась уникальность личности. Социализация принимает разные формы. К примеру, есть социализация через подражание, обобщение различных форм поведения;
пятый элемент, который формирует личность – это собственный опыт человека. Суть его влияния в том, что личность попадает в различные ситуации, где испытывает воздействие других личностей и окружения.

Становление личности ребенка

Разберемся, к какому возрасту происходит ребенка. Если брать во внимание некоторые факторы, то становится понятно, что ребенок не способен быть личностью ранее 2-летнего возраста. Обычно, это происходит после того, как малыш учится говорить, делиться мнением с другими, думать над собственными поступками.

Чаще психологи отмечают, что трехлетний возраст – это значимая точка, когда у ребенка возникает самосознание. Но к 4-5 годам он целиком себя осознает в качестве личности, у которой есть какие-то характеристики и ценности. Родителям важно понимать процесс становления личности ребенка, поскольку он связан с подходом к воспитанию.

От того, как глубоко ребенок понимает себя в качестве личности, зависят запросы, которые к нему можно предъявлять. Для малыша, нужно иметь понимание о характерных признаках психологии на различных этапах развития. Дети до года не умеют держать в узде свои эмоции, потому бессмысленно им объяснять, что плакать на улице стыдно и некрасиво. Они еще целиком сконцентрированы на сиюминутных потребностях. На таком этапе родителям важно понимать, что это нормальное поведение ребенка, его не нужно за это наказывать.

Другая ситуация: малышу год и 3 месяца. Родители считают его взрослым, ведь он умеет ходить и говорить некоторые слова, ходить на горшок. Вообще, он уже немного приспособлен к контролю эмоций. Ведь после серьезного разговора он перестанет кричать, умеет быть ласковым, если ему требуется внимание. Но умение контролировать себя в такой период малыш использует избирательно, когда это оказывается важным для него лично. И вот снова мама и папа считают его избалованным.

А это поведение в данный период закономерно. Имея начальные способности к самоконтролю, малыш еще не обладает требуемой мотивацией, чтобы ограничивать себя. Он не понимает, где позитив, где негатив. Определенная моральная зрелость проявляется после 2-х лет, а иногда и к 3-м годам. Она связывается с серьезными наработками социального опыта, лучшим овладением речью.

Получается, что согласно с нынешними представлениями о становлении личности, воспитание крохи до года строят только на организации подходящих условий для разностороннего развития. После года ребенка уже необходимо знакомить с некоторыми нормами общества, но не требуйте сразу их соблюдение. После 2-летнего возраста стоит взывать к моральным нормам настойчивее, а вот после 3-х лет вы можете требовать соблюдение правил. Если в 3,5-4 года малыш постоянно обижает сверстников, портит игрушки, то это свидетельство пробелов в воспитании или психологических проблем.

Роль родителей в становлении личности ребенка

Роль родителей в становлении личности ребенка и системы ценностей очень высока. Существуют некоторые правила, которым стоит следовать, чтобы с течением времени малыш не сталкивался с проблемой восприятия собственной личности:

Формирование адекватной оценки себя.

Не стоит сравнивать малыша с остальными, ни в какую сторону. Это очень важно в вопросе сравнения качеств личности. Ребенку важно понять, что он хорош сам по себе, а не в сравнении с кем-то. Если желаете похвалить малыша, то не используйте сравнительную степень.

Поощрение общения.

Важно обеспечить малышу взаимодействие со взрослыми и сверстниками. Так он сможет быстрее социализироваться, увидеть нормы поведения на своем опыте.

Не стоит игнорировать гендерный аспект в воспитании.

С 2,5 лет до 6 малыш переживает эдипову фазу. В процессе нее у ребенка должна сформироваться адекватная половая самоидентификация, а также первое представление об отношениях полов. На данном этапе вам необходимо быть внимательными к малышу, дарить ему заботу и любовь. Но не обращайте внимания на провокации, покажите на своем примере, как формируются отношения супругов. Неправильное поведение родителей станет причиной того, что у ребенка может сформироваться комплекс Электры или Эдипа и иные нарушения.

Обучение морали и этическим нормам.

Детально объясняйте малышу, какие принципы этики являются базой для общения людей. Поясните понятия честности, позитива и негатива. Неумение крохи соизмерять собственное поведение и общественные нормы приводит к конфликтам и неудачному .

Развитие личности

Процесс развития личности не отличается плавностью. Характер этого процесса скорее скачкообразный. На смену сравнительно продолжительным (около нескольких лет) этапам довольно спокойного и равномерного развития приходят короткие (около нескольких месяцев) периоды значительных и резких изменений личности. Они важны по значимости изменений личности и последствиям для психики. Их не зря называют критическими этапами развития, кризисами. Их довольно непросто пережить на субъективном уровне, что отражается в поведении личности и ее взаимоотношениях с другими людьми.

Возрастные кризисы создают некие психологические границы между периодами. В ходе развития личности выделяется несколько возрастных кризисов. Самые яркие из них в 1 год, в 3 года, в период с 6 до 7 лет, а также в 11-14 лет.

Становление личности человека происходит поэтапно. Каждый период закономерно выходит из предшествующего, он создает предпосылку для следующего. Каждый из этапов обязателен и необходим для нормального развития личности, т.к. являет собой благоприятные условия для становления некоторые функций психики и личности. Подобная особенность возраста носит название сензитивность.

В психологии выделяется 6 периодов развития личности:

от момента появления на свет до 1 года;
промежуток от 1 года до 3 лет;
с 4-5 лет и до 6-7 лет;
с 7 лет до 11 лет;
в подростковый период – с 11 до 14 лет;
в раннем юношеском возрасте – с 14 до 17 лет.

К этому моменту личность достигает достаточной зрелости, но это не говорит об окончании психического развития.

Другое важное свойство развития – необратимость. Это устраняет шансы повторения возрастного периода. Каждый этап неповторим и уникален.

18 марта 2014, 16:21

1. Назовите три основные фазы развития личности:
а)рождение,жизнь,смерть
б)социализация,адаптация,зрелая личность
в)адаптация,индивидуализация,интеграция
2.Сферы жизни общества(выбрать неверный ответ):
а)социальная
б)аграрная
в)политическая
г)духовная
3.Общество,для которого характерно преобладание промышленного производства:
а)традиционное
б)индустриальное
в)постиндустриальное
4.Особенность развития современного мира:
а)Совершенствование банковской системы
б)информационная революция
в)разрушение и деградация
5.Глобальные проблемы современности:
а)отсутствие цензуры
б)экономические кризисы
в)экологические проблемы
6.Что такое мораль?
а)статьи из Конституции РФ о поведении индивидов
б)правила,регулирующие поведение людей
в)религиозные предписания
7.Что значит свобода для человека?
а)большие возможности
б)ответственный выбор
в)выбор между добром и злом
8.Какие ступени включает в себя профессиональное образование:
а)среднее профессиональное,высшее
б)среднее,высшее,послевузовское
в)начальное,среднее,высшее,послевузовское
9.Нравственные принципы ученого можно сформулировать так:
а)<<все для науки>>
б)<<жизнь человечества в руках науки>>
в)<<жизнь человечества выше науки>>
10.Основная роль религии:
а)обретение покоя
б)приобщение к культурным ценностям
в)воспитание человека
11.Отрицание существования сверхъестественных сил:
а)анархизм
б)рационализм
в)атеизм
12.Что такое экономические блага:
а)ограниченные средства для удовлетворения потребностей:
б)полезные ископаемые
в)средство для удовлетворения потребностей
13.Что такое экономический выбор?
а)отсутствие экономических благ и потребность в них
б)присутствие различных свободных благ
в)распределение имеющихся средств
14.Черты традиционной экономики:
а)ресурсы в руках у частных лиц
б)государственное регулирование всех сфер общественной жизни
в)господство аграрной сферы
15.Каким фактором производства относится вода:
а)труд
б)земля
в)капитал
г)предпринимательские способности
16.Что такое дефицит бюджета:
а)превышение внутреннего долга над внешним
б)доход государства меньше,чем расход
в)результат уклонения от налогов
17.как государство решает проблему бедности?
а)увеличивает налоги
б)перераспределяет доходы
в)понижает зарплату тем,кто имеет доход больше установленной суммы
18.что такое суверенитет потребителя:
а)право на открытие своего отдела
б)право на защиту
в)право на свободу экономического поведения
19.Перечислите международные экономические организации:
а)МВФ
б)Всемирный банк
в)ВТО
г)ООН
д)НАТО
20.Учитель биологии переквалифицировался в учителя географии.Это пример:
а)горизонтальной социальной мобильности
б)снижение социального статуса
в)вертикальной социальной мобильности

В самом общем виде развитие личности можно представить как процесс ее вхождения в новую социальную среду и интеграции в ней. Идет ли речь о переходе ребенка из детского сада в школу, подростка в новую компанию, абитуриента - в трудовой коллектив, призывника - в армейское подразделение или же говорится о личностном развитии в глобальных масштабах - в его долговременности и целостности - от младенчества до гражданской зрелости, этот процесс нельзя мыслить иначе как вхождение в общественно-историческое бытие, представленное в жизни человека его участием в деятельности различных групп, в которых он осваивается и которые он активно осваивает.

Этапы развития личности в относительно стабильной общности называются фазами развития личности. Могут быть выделены три фазы развития личности: адаптация, индивидуализация и интеграция.

1. Первая фаза становления личности (адаптация) предполагает активное усвоение действующих в общности норм и овладение соответствующими формами и средствами деятельности . Принеся с собой в новую группу все, что составляет его индивидуальность, субъект не может проявить себя как личность раньше, чем освоит действующие в группе нормы (нравственные, учебные, производственные и др.) и овладеет теми приемами и средствами деятельности, которыми владеют другие члены группы. У него возникает объективная необходимость «быть таким, как все», максимально адаптироваться в общности. Это достигается (одними более, другими менее успешно) за счет субъективно переживаемых утрат некоторых своих индивидуальных отличий при возможной иллюзии растворения в «общей массе. Объективно он уже на этом этапе может при известных обстоятельствах выступить как личность для других, хотя в должной мере и не осознавая этот существенный для него факт. При этом в групповой деятельности могут складываться благоприятные условия для возникновения таких черт личности, которых до этого не было у данного индивида, но которые имеются или уже складываются у других членов группы и которые соответствуют уровню группового развития и поддерживают этот уровень.

2. Вторая фаза (индивидуализации) порождается обостряющимся противоречием между достигнутым результатом адаптации - тем, что субъект стал таким, «как все» в группе, - и не удовлетворяемой на первом этапе потребностью индивида в максимальной персонализации. На этой фазе нарастает поиск средств и способов для обозначения своей индивидуальности, ее фиксации. Так, например, подросток, попавший в новую для него компанию старших ребят, первоначально стремящийся ничем не выделяться, старательно усваивающий принятые в ней нормы общения, лексику, стиль одежды, общепринятые интересы и вкусы, справившись, наконец, с трудностями адаптационного периода, начинает смутно, а иногда и остро осознавать, что, придерживаясь этой тактики, он как личность утрачивает себя. В максимальной степени реализуя в связи с этим потребность быть идеально представленным в своих приятелях, подросток мобилизует все свои внутренние ресурсы для деятельностной трансляции своей индивидуальности (к примеру, начитанность, спортивные успехи, «бывалость» в отношениях между полами, смелость, граничащую с бравадой, особую манеру в танцах и т.д.), интенсифицирует поиск в этой референтной для него группе лиц, которые могут обеспечить оптимальную его персонализацию.



3. Третья фаза (интеграция) детерминируется противоречиями между сложившимся на предыдущей фазе стремлением субъекта быть идеально представленным в других своими особенностями и значимыми для него отличиями - с одной стороны, и потребностью общности принять, одобрить и культивировать лишь те демонстрируемые им индивидуальные особенности, которые ей импонируют, соответствуют ее ценностям, стандартам, способствуют успеху совместной деятельности и т.д., с другой.

Став членами производственной бригады, вчерашние школьники, пройдя адаптацию, на второй фазе становления своей личности стремятся найти пути обозначения своей индивидуальности, своих особенностей, к которым окружающий внимательно присматривается. В результате эти выявившиеся положительные отличия (смекалка, трудолюбие, юмор, самоотверженность и т.п.) принимаются и поддерживаются - происходит интеграция личности в общности. Интеграция наблюдается и тогда, когда не столько индивид приводит в соответствие свою потребность в персонализации с потребностями общности, сколько общность трансформирует свои потребности в соответствии с потребностями индивида, который занимает в этом случае позицию лидера. Впрочем, взаимная трансформация личности и группы всегда так или иначе происходит.

Если противоречие между индивидом и группой оказывается неустраненным, возникает дезинтеграция , ее следствием оказывается либо вытеснение личности из данной общности, либо ее фактическая изоляция в ней, что ведет к закреплению характеристик эгоцентрической индивидуализации, либо ее возврат на еще более раннюю фазу развития. Нередко последнее сопровождается принятием соответствующих воспитательных мер, обеспечивающих эффективную адаптацию молодого человека, которая, очевидно, не была ранее успешно осуществлена и завершена.

В рамках этой фазы в групповой деятельности у индивида складываются новообразования личности - черты, которых не было не только у него, но и, быть может, нет и у других членов группы, но которые отвечают необходимости и потребностям группового развития и собственной потребности индивида осуществить значимый «вклад» в жизнь группы.

Каждая из перечисленных фаз выступает как момент становления личности в ее важнейших проявлениях и качествах - здесь протекают микроциклы ее развития.

Если человеку не удается преодолеть трудности адаптационного периода в устойчиво значимой для него социальной среде и вступить во вторую фазу развития, у него скорее, всего будут складываться качества конформности, зависимости, безынициативности, появится робость, неуверенность в себе и в своих возможностях . Он в продолжение всего пребывания в данной общности как бы «пробуксовывает» на первой фазе становления и утверждения себя как личности, и это приводит к серьезной личностной деформации.

Если, находясь уже в фазе индивидуализации и пытаясь обеспечить свою представленность в членах значимой для него общности, он предъявляет им свои индивидуальные отличия, которые те не приемлют и отвергают, как не соответствующие потребностям общности, то это способствует развитию у него таких личностных новообразований, какнегативизм, агрессивность, подозрительность, неадекватная завышенность самооценки . Если он успешно проходит фазу интеграции в высокоразвитой просоциальной общности, у него формируются положительные качества личности.

Значительные изменения, подчиненные той же последовательности фаз развития личности, происходят всякий раз, когда существенно преобразуется социальная ситуация, в которую включен индивид. Руководитель, в силу тех или иных обстоятельств лишившийся своей главенствующей роли, вынужден иной раз в той же общности пройти вновь фазу адаптации, найти в себе силы и средства для активной индивидуализации и быть интегрированным в общности за счет того позитивного вклада, который способствует ее развитию и его собственному развитию как личности.

Итак, источником развития и утверждения личности выступает противоречие между потребностью индивида в персонализации и объективной заинтересованностью референтной для него общности принимать лишь те проявления его индивидуальности, которые соответствуют задачам, нормам и условиям функционирования и развития в этой общности. Успешное преодоление этого противоречия обеспечивает интеграцию личности в группе, шире - в системе общественных отношений.

Лидерство в малых группах.

Лидерство - одно из проявлений власти. Обязательное условие лидерства - обладание властью в конкретных формальных и нефор­мальных организациях самых разных уровней и масштаба.

Понятие лидерства и различные его концепции возникли впервые в западной социальной психологии на базе эмпирических исследова­ний малых групп. Многие исследователи изучали лидерство как соци­ально-психологический феномен с разных точек зрения, выделяя тот или иной его аспект.

Лидерство - это естественный социально-психологический про­цесс в группе, построенной на влиянии личного авторитета индивида на поведение членов группы.

Лидер - это элемент упорядочения системы, личность, способная объединять людей ради достижения какой-либо цели. Это личность, за которой другие готовы признать и признают качества превосходства, т.е. качества, которые внушают веру в него и побуждают людей признать его влияние на себя.

Лидером является такой член малой группы, который выдвигается в результате взаимодействия членов группы для организации группы при решении конкретной задачи. Он демонстрирует более высокий, чем другие члены группы, уровень активности, участия, влияния в решении данной задачи. Таким образом, лидер выдвигается в конкретной ситуации, принимая на себя определенные функции. Остальные члены группы принимают лидерство, т.е. строят с лидером такие отношения, которые предполагают, что он будет вести, а они будут ведомыми. Лидерство необходимо рассматривать как групповое явление: лидер немыслим в одиночку, он всегда дан как элемент групповой структуры, а лидерство есть система отношений в этой структуре. Поэтому феномен лидерства относится к динамическим процессам малой группы. Этот процесс может быть достаточно противоречивым: мера притязаний лидера и мера готовности других членов группы принять его ведущую роль могут не совпадать.

Основные типы лидерства

Поведение лидера в группах, как правило, обусловлено его психологическим типом.

1. Суверен - иначе, «патриархальный повелитель». Лидер в образе строгого, но любимого отца. Способен подавить отрицательные эмоции и внушить людям уверенность в себе. Его выдвигают в лидеры на основе любви и почитают.

2. Вожак - в нем последователи видят выражение своих желаний, соответствующих определенному групповому стандарту. Личность вожака - носитель таких стандартов. Ему стараются подражать члены группы.

3. Тиран - становится лидером, потому что внушает последователям чувство повиновения и безотчетного страха. Лидер-тиран - это доминирующая, авторитарная личность, обычно его боятся и подчиняются ему.

4. Организатор - объединяет последователей, выступает как сила для поддержания Я-концепции и удовлетворения потребности каждого. Умеет снимать чувство вины и тревоги. Его уважают.

5. Соблазнитель - становится лидером, играя на слабостях других. Выступает в роли «магической силы», давая выход подавленным эмоциям других людей. Предотвращает конфликты, снимает напряжение. Его обожают и часто не замечают всех его недостатков.

6. Герой - лидер, жертвующий собой ради других. Чисто 1 выразительно проявляется в ситуациях группового протеста. Его храбрость объединяет людей. На него ориентируются, видят в нем стандарт справедливости. А он умеет увлечь за собой других.

7. Дурной пример - выступает как источник заразительности для бесконфликтной личности, заряжает других эмоционально.

8. Кумир - влечет, притягивает, заряжает последователей положительной энергией. Его любят, боготворят, идеализируют.

9. Изгой и

10. Козел отпущения - это, по существу, антилидеры. Они служат объектом агрессивных тенденций, благодаря чему развиваются групповые эмоции. Часто группа объединяется для борьбы с антилидером, и стоит ему исчезнуть, как группа распадается, так как пропал обще групповой стимул.

Общий психологический тип лидера складывается из компонен­тов. К ним относятся:

Эмоциональность (эмоциональный лидер);

Деловитость (деловой лидер);

Информированность (информационный лидер).

-Эмоциональный лидер. Сердце группы. Это индивид, к которому каждый член группы может обратиться за сочувствием, «поплакаться е жилетку».

Деловой лидер. Руки группы. Способен организовать дело, наладить необходимые взаимосвязи, обеспечить успех дела.

Информационный лидер. Мозг группы. К нему все обращаются с вопросами. Он эрудит, все знает, может объяснить и помочь найти нужную информацию.

Поведение лидера в группах характеризуется определенными
стилями, некоторые из них считаются классическими.

Стили руководства.

Для него характерно жесткое единоличное принятие руководителем всех решений ("минимум демократии"), жесткий постоянный контроль за выполнением решений с угрозой наказания ("максимум контроля"), отсутствие интереса к работнику как к личности . Голос руководится - решающий, эмоции не принимаются в расчет. Лидер такого типа, обладая достаточной властью, навязывает свою волю исполнителям , единолично принимает и отменяет решения, не дает возможности проявить инициативу подчиненным , категоричен, часто резок с людьми. Всегда приказывает, распоряжается, наставляет, но никогда не просит. Все новое воспринимается таким руководителем с осторожностью, или вообще не воспринимается, в управленческой работе он практически пользуется одними и теми же методами. Таким образом, вся власть сосредоточивается в руках такого руководителя, получившего название автократа. Даже размещение сотрудников в процессе проведения совещания ориентировано на постоянный контроль их деятельности. Это создает напряженную обстановку, подчиненные в этом случае сознательно или интуитивно стремятся избегать тесного контакта с таким руководителем.

За счет постоянного контроля этот стиль управления обеспечивает вполне приемлемые результаты работы (по непсихологическим критериям: прибыль, производительность, качество продукции может быть хорошим), но недостатков больше, чем достоинств:

1) высокая вероятность ошибочных решений;

2) подавление инициативы, творчества подчиненных, замедление нововведений, застой, пассивность сотрудников;

3) неудовлетворенность людей своей работой, своим положением в коллективе;

4) неблагоприятный психологический климат обусловливает повышенную психологически-стрессовую нагрузку, вреден для психического и физического здоровья.

Этот стиль управления целесообразен и оправдан лишь в критических ситуациях (аварии, боевые военные действия и т.п.). Автократичный руководитель обладает достаточной властью, чтобы навязывать свою волю исполнителям, и в случае необходимости без колебаний прибегает к этому. Автократ намеренно апеллирует к потребностям более низкого уровня своих подчиненных исходя из предположения, что это тот самый уровень, на котором они оперируют.

Как правило, руководитель становится автократом тогда, когда он по своим деловым качествам стоит ниже подчиненных, которыми руководит, или если его подчиненные имеют слишком низкую общую и профессиональную культуру. Такой стиль руководства не стимулирует инициативу подчиненных, что делает невозможным повышение эффективности работы организации. Этот руководитель навязывает неукоснительное соблюдение большого количества правил, которые жестко регламентируют поведение сотрудника.

Говоря о человеке, психология и философия оперируют понятиями «индивид» и «личность».
Индивид - это единичный представитель вида. Как индивиды, люди отличаются друг от друга не только морфологическими особенностями (рост, телесная конституция, цвет глаз), но и психологическими свойствами (способностями, темпераментом, эмоциональностью).
Личность – новое качество индивида, приобретаемое им в общении и совместной деятельности с другими людьми. Личность в психологии – рассматривается только как общественное, социальное существо. В этом случае исследователи отвлекаются от биологической, природной его стороны и рассматривают человека как продукт общественных отношений, как активного деятеля общественного развития.
В психологии наряду с понятиями «индивид» и «личность» употребляется ещё и понятие «индивидуальность». Своеобразен и неповторим путь каждого человека, условия его жизни и деятельности, поэтому нет и не может быть двух абсолютно одинаковых личностей.
Индивидуальностью и называют личность в её конкретном своеобразии как неповторимое сочетание психологических особенностей.
Но как же именно индивид приобретает качество личности?

Давайте разбираться!

В самом общем виде развитие личности можно представить как процесс её вхождения в новую социальную среду и интеграции в ней. Идёт ли речь о переходе ребёнка из детского сада в школу, подростка в новую компанию, абитуриента – в трудовой коллектив, призывника в армейское подразделение или же говорится о личностном развитии в глобальных масштабах – в его долговременности и целостности – от младенчества до гражданской зрелости, этот процесс нельзя мыслить иначе как вхождение в общественно-историческое бытие, представленное в жизни человека его участием в деятельности различных групп, в которых он осваивается и которые он активно осваивает.
Выделяют три фазы развития личности: адаптация, индивидуализация и интеграция . Рассмотрим каждую из них подробнее.

Первая фаза становления личности – активное усвоение действующих в общности норм и овладение соответствующими формами и средствами деятельности. Принеся с собой в новую группу всё что составляет его индивидуальность, субъект не может проявить себя как личность раньше, чем освоит действующие в группе нормы (нравственные, учебные, производственные и др.) и овладеет теми приёмами и средствами деятельности, которыми владеют другие члены группы. У него возникает объективная необходимость «быть таким, как все», максимально адаптироваться в общности. Итак, первая фаза – адаптация .

Вторая фаза порождается обостряющимся противоречием между достигнутым результатом адаптации – тем, что субъект стал таким, «как все» в группе, - и не удовлетворяемой на первом этапе потребностью индивида в максимальной персонализации. На этой фазе нарастает поиск средств и способов для обозначения своей индивидуальности, её фиксации. Так, например, подросток, попавший в новую для него компанию старших ребят, первоначально стремящийся ничем не выделяться, старательно усваивающий принятые в ней нормы общения, лексику, стиль одежды, общепринятые интересы и вкусы, справившись наконец с трудностями адаптационного периода, начинает смутно, а иногда и остро осознавать, что, придерживаясь этой тактики, он как личность утрачивает себя. В максимальной степени реализуя в связи с этим потребность быть идеально представленным в своих приятелях, подросток мобилизует все свои внутренние ресурсы для деятельностной трансляции своей индивидуальности (к примеру, начитанность, спортивные успехи, смелость и т.д). Это вторая фаза – индивидуализация .

Став членами производственного коллектива, вчерашние школьники, пройдя адаптацию, на второй фазе становления своей личности стремятся найти пути обозначения своей индивидуальности, своих особенностей, к которым окружающие внимательно присматриваются. В результате эти выявившиеся положительные отличия (смекалка, трудолюбие, юмор) принимаются и поддерживаются – происходит интеграция личности в общности .
Интеграция наблюдается и тогда, когда не столько индивид приводит в соответствие свою потребность в персонализации с потребностями общности, сколько общность трансформирует свои потребности в соответствии с потребностями индивида, который занимает в этом случае позицию лидера. Впрочем, взаимная трансформация личности и группы всегда так или иначе происходит.
Если противоречие между индивидом и группой оказывается неустранённым, возникает дезинтеграция, её следствием оказывается либо вытеснение личности из данной общности, либо её фактическая изоляция в ней.

Каждая из перечисленных фаз является временем становления личности в её важнейших проявлениях и качествах – здесь протекают микроциклы её развития. Если человеку не удаётся преодолеть трудности адаптационного периода в устойчиво значимой для него среде и вступить во вторую фазу развития, у него, скорее всего, будут складываться качества конформности, зависимости, безынициативности, появится робость, неуверенность в себе и в своих возможностях. Он в продолжение всего пребывания в данной общности как бы «пробуксовывает» на первой фазе становления и утверждения себя как личности, и это приводит к серьёзной личностной деформации.
Если, находясь уже в фазе идивидуализации и пытаясь обеспечить свою представленность в членах значимой для него общности, он предъявляет им свои индивидуальные отличия, которые те не приемлют и отвергают как не соответствующие потребностям общности, то это способствует развитию у него таких личностных новообразований, как негативизм, агрессивность, подозрительность, неадекватная завышенность самооценки. Если он успешно проходит фазу интеграции в общности, у него формируются положительные качества личности.

личность дошкольный психический

Понятие личность обозначает особый способ существования человека - существования как члена общества. В понятии «личность» есть три акцента: первый подчеркивает, что личность как социальная сущность формируется только под влиянием общества, является результатом разнообразных социальных воздействий. Так, Б.Г. Ананьев определяет «личность» как «объект многих экономических, политических, правовых, моральных, культурных и прочих воздействий на человека общества в данный момент его исторического развития». А.Н. Леонтьев считает, что «личность есть относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека. Личность представляет собой систему усвоенных социальных ролей, когда роль - это программа, которая отвечает ожидаемому поведению человека, занимающего определенное место в структуре той или иной социальной группы, это структурируемый способ его бытия в жизни общества. Личностью не родятся, личностью становятся». Формирование и развитие личности осуществляется в условиях социализации человека и его воспитания.

Второй акцент в понимании личности подчеркивает, что «личность - это интегрирующее начало, объединяющее воедино различные психические процессы индивида, его внутренний мир, самосознание, сообщающее его поведению (деятельности) необходимую последовательность и устойчивость». С.Л. Рубинштейн под личностью понимает «воедино связанную совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия». По определению Р.С. Немова, личность - это человек, взятый в системе его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях, отношениях, являются устойчивыми и определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и для окружающих людей.

Третий акцент - в понимании личности как субъекта социальных отношений, как активного участника деятельности, социального взаимодействия, как творца своей жизни, осуществляющего выборы решений, принимающего ответственность за свои решения, за свое отношение к окружающему миру, к другим людям, к социальному окружению.

Личность развивается в течении всей жизни в той мере, в какой человек выполняет социальные роли, включен в различное виды деятельности, в социальное взаимодействие, по мере того как развивается его сознание и самосознание. Основное место в личности занимает сознание, причем структуры сознания не даны человеку изначально, а формируются в раннем детстве в процессе общения и деятельности с другими значимыми людьми в обществе. Сознание личности зависит от общественного бытия, его деятельности, от общественных отношений и конкретных условий, в которые она включена.

В зарубежной психологии под личностью человека понимают комплекс устойчивых признаков (темперамент, чувствительность, мотивация, способности, установки, нравственность), определяющих свойственный этому человеку ход мыслей и поведения, когда он приспосабливается к разнообразным жизненным ситуациям. Понятие «личность» включает в себя совокупность присущих индивиду социальных качеств, которые образовались у него на основе природных свойств (пол, температура и т.п.) в процессе активных взаимодействий с социальной средой (семья, школа, «значимые другие») и деятельности (игровой, трудовой, познавательной).

Развитие личности - процесс закономерного изменения личности как системного качества индивида в результате его социализации. Обладая природными анатомо-физиологическими предпосылками к становлению личности, в процессе социализации ребенок вступает во взаимодействие с окружающим миром, овладевая достижениями человечества. Складывающиеся в ходе этого процесса способности и функции воспроизводят в личности исторически сформировавшиеся человеческие качества. Овладение действительностью у ребенка осуществляется в его деятельности при посредстве взрослых: тем самым процесс воспитания является ведущим в развитии его личности.

Развитие личности осуществляется в деятельности, управляемой системой мотивов, присущих данной личности. Деятельностно-опосредствованный тип взаимоотношений, к-рый складывается у человека с наиболее референтной группой (или лицом), является определяющим (ведущим) фактором развития личности. По А.В. Петровскому, в качестве предпосылки и результата Р. л. выступают потребности. При этом постоянно возникает внутреннее противоречие между растущими потребностями и реальными возможностями их удовлетворения.

Система межличностных отношений в группах, в свою очередь, порождает противоречие между потребностью индивида в персонализации и объективной заинтересованностью группы принимать лишь те проявления его индивидуальности, к-рые соответствуют ценностям, задачам и нормам функционирования и развития этой общности. Это противоречие снимается в совместной деятельности.

В самом общем виде Развитие личности может быть представлено как процесс вхождения человека в новую социальную среду и интеграцию в ней в результате этого процесса. В случае, если индивид входит в относительно стабильную социальную общность, он при благоприятно складывающихся обстоятельствах проходит три фазы своего становления как личности.

· Первая фаза (адаптация) предполагает усвоение действующих ценностей и норм и овладение соответствующими средствами и формами деятельности и тем самым до нек-рой степени уподобление индивида другим членам той же общности.

· Вторая фаза (индивидуализация) порождается обостряющимися противоречиями между необходимостью «быть таким как все» и стремлением индивида к максимальной персонализации, что характеризуется поиском средств и способов обозначения своей индивидуальности.

· Третья фаза (интеграция) детерминируется противоречием между стремлением индивида быть идеально представленным своими особенностями и отличиями в общности (см. Персонализация), с одной стороны, и потребностью общности принять, одобрить и культивировать лишь те его индивидуальные особенности, к-рые способствуют ее развитию и тем самым развитию его самого как личности - с другой стороны.

В случае, если противоречие не устранено, наступает дезинтеграция и, как следствие, либо изоляция Л., либо ее вытеснение из общности, либо деградация. Если индивиду не удается преодолеть трудности адаптационного периода, у него могут складываться качества конформности, зависимости, робости, неуверенности. Если на второй фазе развития индивид, предъявляя референтные для его группы личностные свойства, характеризующие его индивидуальность, не встречает взаимопонимания, то это может способствовать формированию негативизма, агрессивности, подозрительности. При успешном прохождении фазы интеграции в высокоразвитой просоциальной общности у индивида появляются такие качества, как гуманность, доверие к людям, справедливость, самоопределение, требовательность к себе и другим, и т.д.

Ситуация адаптации (дезадаптации), индивидуализации (деиндивидуализации), интеграции (дезинтеграции) при последовательном или параллельном вхождении индивида в различные группы многократно воспроизводится. Так закрепляются соответствующие личностные новообразования, в результате чего складывается достаточно устойчивая структура личности, в к-рой происходит социальное Р. л. Наряду с динамикой развитие личности в пределах относительно стабильной возрастной стадии развертывается динамика последовательного включения личности в различающиеся по уровню развития и способу организации общности, каждая из к-рых доминирует в определенные возрастные периоды. Тип Развитие личности определяется типом группы, в к-рую она интегрирована.