Предметом труда менеджера является. Учет - это

Управленческий труд – вид трудовой деятельности по выполнению функций управления в организации, назначением которого является обеспечение целенаправленной и скоординированной деятельности трудового коллектива по решению стоящих перед ним задач.

Содержание управленческого труда применительно к конкретному объекту определяется составом функций управления. К их числу относятся: определение целей и планирование, организация исполнения, координация и стимулирование деятельности исполнителей, учет и контроль исполнения. Каждая функция отражает определенную форму и способ управленческого воздействия на управляемый объект, обуславливая соответствующие стиль и методы управления.

Управление производством представляет собой область деятельности, направленную на обеспечение согласованной и эффективной работы трудового коллектива, создающего материальные ценности или производящего услуги. Оно включает в себя выполнение различных функций. По своему содержанию эти функции можно свести в несколько основных групп: . Руководство Планиро-вание Организация Мотивация. Контроль Регулирова-ние

Характеризуя управленческий труд, необходимо отметить, что его объектом является сфера его приложения – организация, структурное подразделение, территория, то есть управление производством или другими объектами.

Предмет управленческого труда – информация о состоянии объекта и о необходимых изменениях в его функционировании и развитии. В силу этого управленческий труд носит информативный характер. Информация по форме может быть устной и письменной (документированной), по функциональной принадлежности – технической, трудовой, бухгалтерской, коммерческой, по используемым носителям – бумажная, магнитная и т.п.

Продукт управленческого труда – управленческие решения и практические действия, необходимые для обеспечения функционирования объекта в заданном режиме.

Средствами управленческого труда являются организационная и вычислительная техника, уровень и полнота использования которых, определяют культуру и эффективность управления в организации.

Управленческий труд по сравнению с трудом рабочих имеет свои существенные особенности. Прежде всего это преимущественно умственный труд. Различают три вида умственного труда: эвристический, административный и операторный.

Эвристический труд– творческая составляющая умственной деятельности. Административный труд- вид умственного труда, функциональным назначением которого является непосредственное управление деятельностью и поведением людей. Операторный труд это труд по выполнению стереотипных (постоянно повторяющихся) операций предопределенного характера.

Рассматривая особенности управленческого труда, что этот труд, как и труд рабочих, является необходимым и производительным трудом. Но вместе с тем он имеет особую производительную форму. Занятые управленческим трудом непосредственно не создают материальных ценностей, но, осуществляя, техническую и организационную подготовку производства, совершенствуя методы планово-экономической работы, решая коммерческие задачи, они реализуют свою деятельность в продукте труда совокупного работника.

Особенность результатов управленческого труда – в том, что они трудно поддаются количественной оценке. Результаты труда руководителей, как правило, оцениваются косвенно – по показателям производственной деятельности возглавляемых ими коллективов или отделов, в которых они трудятся. То есть его эффективность должна оцениваться не по количеству подготовленных документов и изданных распоряжений, а по результативности и прогрессивности принимаемых технических, организационных, экономических решений – по их влиянию на результаты деятельности работников, непосредственно занятых производством продукции или услуг.

. Управленческий труд - это планомерная деятельность работников административно-управленческого персонала, направленная на организацию, регулирование, мотивацию и контроль за работой сотрудников организации. Содержание управленческой пр раке зависит от объекта и определяется структурой производственных процессов, приемами труда, его техническим оснащением, а также взаимоотношениями, возникающие в процессе выполнения управленческих функциий.

Управленческая деятельность - специфический вид трудового процесса. Управленческий труд имеет свои особенности по сравнению с трудом производительным, в результате которой создаются материальные ценности. Управление - это пер рш всего работа с людьми, а их трудовая деятельность является объектом управленческого влияния. Это работа творческая, преимущественно умственный, которая осуществляется человеком в виде нервно-психических усилий. Процесс умственной труда состоит из таких элементарных действий или операций, как слушание, чтение, речь, контактирование, наблюдения за действием, мышления, умозаключение тощтощо.

Управленческий труд - труд непродуктивна. Участие в создании материальных благ происходит опосредованно, через труд других лиц. Продуктом управленческого труда является решение, а не товары и услуги, предм метом - информацииія.

. Труд менеджера - это целенаправленный специфический вид умственной деятельности по обеспечению эффективной работы управляемой системы

Рис 12. Характеристика содержания управленческого труда

. Организацию труда менеджера следует понимать как процесс подготовки и осуществления соответствующих мероприятий, направленных на достижение поставленной перед системой целей

. Предметом труда менеджера является информация об объектах управления и внешняя среда

. Объектом труда менеджера является персонал управляемой системы и отношения, складывающиеся в нем в процессе выполнения определенных функций

. Средствами организации труда менеджера является совокупность организационной и учетной техники для получения, фиксации, передачи, копирования, размножения, обработки информации, которая необходима для осуществления процесса управления системами

Труд менеджера отличается от труда других работников аппарата управления системами. Она имеет творческий характер. Менеджер должен постоянно по собственной инициативе искать пути обеспечения эффективной раб боты управляемой системы и мобилизовать на это ее лицоал.

Менеджер - это прежде всего организатор работы той или иной системы. Перед ним всегда стоит задача объединить персонал в единое целое и определить стратегические направления ее деятельности, скоординировать работу в функциональных подразделений и непосредственных исполнителив.

В процессе организации труда менеджер выполняет такие функции, как прогнозирование, организация, планирование, учет, контроль и регулирование. В управляемой системе он является не только организатором, но и воспитателем персонала. Для этого менеджер применяет соответствующие принципы и методы воздействия на людией.

В условиях рыночной экономики резко повышаются требования к менеджерам предприятий. Они должны постоянно работать над собой чтобы демонстрировать в процессе выполнения своих функций высокие профессиональные и лица исти качеі.

Анализ процесса управления предприятием дает возможность выделить две взаимосвязанные составляющие: функционально-технологическую и организационно-человеческую. О функционально-технологического аспекта управления, то он является объектом изучения таких дисциплин, как технология, организация, маркетинг и т.д.. Организационно-человеческий аспект, который является объектом изучения менеджмента, выходит из необходимости целеустремленности, согласование джености работы членов коллективву.

Рассмотрим особенности управленческого труда

Как и любой другой процесс, управленческая работа состоит из следующих основных элементов: предмет труда (то, что подлежит влиянию, обработке), средства труда (то, посредством чего осуществляется воздействие), сам пр роцес - целенаправленная деятельность и результат. Эти элементы позволяют определить характер и особенности управленческого труда независимо от должности управленческого работника, области деятельности и т.д. упрощенной в схему ее можно представить как систему, на входе которойї информация (предмет - то, на что направлен труд), подлежащей внутри системы обработке интеллектом человека посредством технических средств управления - вычислительной и организационной техники (средства труда), а на выходе - качественно новая информация или управленческое решение (результат труда) (рис 13)

Сегодня квалифицированный специалист, занятый управленческой деятельностью, являются огромной ценностью. От того, как он осуществляет организационную и технологическую подготовку производства, оперативное регулирование деятельно ости производственных подразделений и отдельных исполнителей, зависит производительность труда, эффективность использования производственных фондов, себестоимость продукцииї.

Характер деятельности руководителя очень разнообразен. Он выступает в роли организатора, специалиста, администратора, общественного деятеля и воспитателя. Выполняя организационно-административные функции, управленцы и занимаются поиском и подготовкой новых решений. Их труд носит творческий характер, свойственный изобретателям, рационализаторам, новаторам производстватва.

Очень часто различные виды деятельности руководителя выполняются параллельно, прежде всего при применении воспитательной и организаторской работы, а часто и одновременно с творческим трудом руководителя. Состояния организации управлинс ской работы присущи определенные недостатки. Главной причиной является то, что труд высококвалифицированных специалистов не всегда используется по назначению. Так, нормативный объем времени на выполнение каждой функции и фактические затраты на ее осуществление, как правило, не совпадают. Это отражает различие формальной и содержательной структуры труда рабочихиків.

Эффективная работа управленческого аппарата должна обеспечивать надежное функционирование системы управления, которое исключало бы случайные ошибки в информации вследствие необъективности ее подготовки, перепись ски или препятствий при его передаче и использованию.

Быстрый рост и совершенствование производства приводят к резкому росту объема управленческих работ, а темпы роста производительности труда управленческого персонала не могут удовлетворить возрастает аючи потребности производства. Этот разрыв необходимо уменьшить за счет дальнейшего совершенствования методов и форм организационной работы, а также механизации и автоматизации управленческих робет.

Одним из основных вопросов совершенствования организации труда управленческих работников является разработка рациональных форм разделения и кооперации труда. Многие специалисты уделяют значительное внимание вопросу влияния ру вник на морально-психологический климат коллектива. По мере повышения уровня должности руководителя повышаются требования к его профессиональных и личных. Как-тоей.

Следовательно, особенно актуальной задачей является совершенствование процесса подготовки и переподготовки руководящих кадров, усиление контроля за их отбором согласно деловых и личных качеств работников, их. ВВИ ибностей и склонностей к организаторской работе, усиление контроля за воспитательной деятельностью руководящего работника.

В процессе управления его субъекты (менеджеры) решают самые разные проблемы - организационные, экономические, технические, социально-психологические, правовые и т.д.. Это многообразие также является важной особо можность труда менеджера.

Информация является специфическим предметом управленческого труда, в связи с чем она имеет информационную природу. В ней сочетаются творческие, логические и технические операции, связанный с обработкой информации, а обм мин деятельностью между субъектом и объектом управления, между самими субъектами управления носит информационный характер достижения целей управления происходит путем подготовки и реализации совокупного управл. Инск воздействия на коллектив, на его трудовую деятельность, это и является специфическим результатом управленческого труда. Основной формой такого воздействия является управленческое решениення.

Принятие управленческих решений определяется сложной совокупностью факторов внутренней и внешней среды, которые постоянно создают нестандартные ситуации. Именно эти обстоятельства требуют от человека, а занимается управленческой деятельностью, качеств. Принимаемые управленцами, зависят от их знаний и опыта, интуиции, личностных свойств. Если при принятии решений застосовуеть ся вся эта совокупность качеств, тогда речь идет об искусстве управленияння.

. Управленческая работа характеризуется:

1 насыщенность действий (преимущественно кратковременных);

2. Разнообразием видов деятельности;

3 фрагментарность деятельности;

4 части вмешательством извне;

5 широких сетью контактов, которые выходят далеко за пределы рабочей группы;

6 преобладанием речевого (устного) общения с окружающими (до 90%)

Анализ управленческой работы свидетельствует о ее функциональную неоднородность. По сравнению с трудом рабочих она имеет свои существенные особенности. Прежде всего это умственный труд. Различают три вида умственной й труда:і: эвристическая, административная и операторская (рис 14)

. Эвристическая труд - творческая составляющая умственной деятельности. По своему функциональному назначению она характеризуется как труд по исследованию, анализу и разработке различных вопросов (разработка планов и анализ их выполнения, опре значению направлений совершенствования конструкции и состава продукции, технологии, организации производства и труда, решение социальных проблем). По содержанию эвристическая работа повязкам связана с выполнения аналитических их и конструктивных операций и направлена??на разработку и принятие решень.

. Административная работа - вид умственного труда, функциональным назначением которой является непосредственное управление деятельностью и поведением людей. По содержанию она весьма разнообразна и включает выполнение различных организационно-административных ативних операций - координационных, распорядительных, контрольных. Этот вид умственного труда призван обеспечить координацию деятельности отдельных участников и трудовых коллективеів.

. Операторская работа - это труд по выполнению стереотипных (таких, постоянно повторяющихся) операций предусмотренного характера. По содержанию - это информационно-техническая работа, включающая документационного операции (оформление в. Документом, их копирование, размножение, хранение, обработку корреспонденции и т. п.), первично-расчетные и учетные, ввод данных в. ЭВМ, переработка информации по предварительно разработанной программе, в бчислювальни операцииї.

Преимущество тех или иных видов умственных нагрузок значительной мере определяет специфику организации управленческого труда по отношению к методам выполнения работ, видов норм, способов регламентации, условий пр рац.

а) информация;

б) решение;

в) полномочия;

г) власть;

3. Непреднамеренное искажение информации означает:

в) упрощение информации;

г) страх перед наказанием,

4. Развитие это:

в) процесс направленный на сохранение целостности организации;

г) процесс направленный на адаптацию организации к возможным изменениям;

5. Дивизиональная структура строиться:

а) по функциональному принципу;

в) по процессному принципу;

г) по линейному принципу;

д) по принципу распределения ответственности.

Задание 3.

Примите решения по ситуации и обоснуйте его:.

Вы – менеджер из крупной компании по продаже автомобилей. Компания имеет широкую сеть дилеров. Недавно у одного из них, работающего на важной сбытовой территории, начались неурядицы в семье. Дело идет к разводу, но дилер пытается приостановить и изменить решение, принятое его женой. В недалеком прошлом это был один из опытных и результативных продавцов вашей фирмы и имел торговую привилегию. Удастся ли ему сохранить семью, как скоро войдет в норму его семейная жизнь? Сейчас же большое количество продаж теряется. Вы как менеджер имеете юридическую возможность ликвидировать выданную этому дилеру торговую привилегию и заменить его. Как Вы поступите? Почему?

Вариант № 9

Задание 1.

Коммуникационный процесс в организациях.

Задание 2.

Выберите правильные ответы:

1. Принцип управления единоначалия (единство распоряжения), означает:

а) наличие одного руководителя в организации;

б) наличие одной цели у организации;

в) наличие одного начальника у сотрудника;

г) наличие одной системы принятия решений;

д) наличие единых критериев оценки работы.

2. Харизма - это власть, построенная на:

а) логике;

б) традиции;

в) личных качествах;

г) страхе наказания;

д) силе закона.

3. К внешней среде организации относятся:

а) цели, задачи, персонал;

б) государство, конкуренты, поставщики;

в) структура организации, потребители, продукция;

г) технология, структура, миссия,

д) культура организации, культура окружения.

4. Сглаживание - это стиль разрешения конфликта, при котором:

а) человек старается уйти от конфликта;

5. Цели организации должны быть:

а) сориентированны во времени;

б) в большом количестве;

в) сориентированы в прошлое;

г) инновационными;

д) направлены на решение текущих задач.

Задание 3.

Вы – менеджер на фирме, производящей программные продукты для ПЭВМ. На одной из презентаций Вы знакомитесь с молодой домой, которая недавно была управляющей на фирме – конкуренте. По какой-то причине она была уволена и, теперь держит обиду на эту фирму. Вы можете начать ухаживать или, наоборот, принять ухаживания. Или можете взять ее на работу. В ином случае, можете просто пообещать взять ее на работу. Обида так сильна, что она с удовольствием расскажет обо всех планах конкурента. Пойдете ли вы на тот, или иной шаг? Почему?

Вариант № 10

Задание 1.

Ответьте на теоретический вопрос:

Система повышения квалификации персонала: задачи и методы.

Задание 2.

Выберите правильные ответы:

1. Понятие «управляемость» характеризует:

а) воздействие на управляемый объект;

б) эффективное управленческое решение;

в) реакция организации на управленческое воздействие;

г) способность менеджера держать ситуацию под контролем;

д) компетенции персонала управления.

2. Фильтрация как причина искажения информации означает:

а) затруднение в межличностных контактах;

б) модификация сообщения под свои интересы;

в) упрощение информации;

г) страх перед наказанием;

д) невозможность воспринимать и обрабатывать информацию.

3. Процесс контроля состоит из следующих этапов:

а) формулирование стандартов, сверка фактически достигнутых результатов со стандартом, корректи­ровка планов или стандартов;

б) составление планов, доведение планов до персонала, реализация планов,

в) постановка целей, постановка задач, проверка как достигаются поставленные цели и задачи.

г) разработка критериев оценки работы, доведение критериев до персонала, оценка с помощью критери­ев результатов работы;

д) разработка бюджета организации, исполнение бюджета, сверка фактического исполнения с плани­руемым.

4. Принуждение - это стиль разрешения конфликта, при котором:

а) человек старается уйти от конфликта,

б) человек апеллирует к потребности к солидарности;

в) человек требует принять свою точку зрения;

г) человек признает различия во мнениях;

д) человек принимает частично чужую точку зрения.

5. Функционирование это:

а) процесс выполнения своих обязанностей;

б) процесс исполнение полученных заданий;

в) процесс, направленный на сохранение целостности организации;

г) процесс, направленный на адаптацию организации к возможным изменениям;

д) процесс выявления будущих проблем и возможностей организации.

Задание 3.

Примите решения по ситуации и обоснуйте его:

Вы - менеджер по маркетингу на фирме, выпускающей бытовую технику. Фирма с помощью дорогостоящих исследований попыталась усовершенствовать один из выпускаемых товаров, а именно – пылесос. Пылесос по-прежнему не ионизирует воздух, хотя именно к этому результату пытались прийти в результате исследований. Поэтому новый тип пылесоса не стал по-настоящему усовершенствованной новинкой. Вы знаете, что появление надписи « Усовершенствованная новинка» на упаковке и в рекламе средств массовой информации повысит значительно сбыт такого товара. Какое решение Вы примете? Сделаете такую надпись или нет? Почему?

Следовательно, менеджер участвует в создании материальных благ опосредованно через труд своих подчиненных.

Необходимо различать понятия «менеджер» и «предприниматель».

Предприниматель -

Самостоятельный субъект рыночных отношений, действующий на свой страх и риск, под свою ответственность (материальную, социальную, уголовную) в целях получения прибыли;

Дееспособный гражданин, занимающийся предпринимательской деятельностью.

Предпринимателям присущ новаторский дух поведения, постоянное стремление к знаниям, которые являются базой предпринимательства. Цивилизованному предпринимателю свойственны также все черты, необходимые менеджеру.

1.2. ОРГАНИЗАЦИЯ КАК ОБЪЕКТ МЕНЕДЖМЕНТА

Как уже отмечалось, менеджмент - это прежде всего деятельность по управлению организацией, т.е. организация первична, следовательно, она является причиной существования менеджмента.

Менеджмент, в свою очередь, необходим для координации действий людей, повышения эффективности, конкурентоспособности и сохранения целостности организации.

Менеджмент не существует в отрыве от организации. Организация является основой менеджмента. Поэтому для более полного понимания сущности и содержания менеджмента необходимо рассмотреть, что такое организация, как она возникает, как устроена, как функционирует и развивается.

Человек на протяжении всей жизни связан с организацией (детский сад, школа, институт, предприятие, театр и т.п.). В этих организациях люди проводят большую часть своего времени (учатся, работают, отдыхают и т.п.).

Коммерческие организации (предприятия) создают продукцию (услуги), потребляя которые человек живет и развивается.

Государственные учреждения (организации) определяют нормы и правила и контролируют их соблюдение.

Общественные организации (партийные, профсоюзные и др.) являются средством выражения наших взглядов и интересов.

В конце XX в. организация стала универсальной формой общественной жизни. При этом она понимается как социально-экономическая система, как общее понятие для всех организационно-правовых форм коммерческих и некоммерческих организаций (предприятий, компаний, учреждений, фондов и т.п.).

Наиболее общее представление об организации можно составить на основе следующих определений.

ОРГАНИЗАЦИЯ -

Хорошее упорядоченное, продуманное устройство;

Систематизированное, сознательное объединение людей, преследующих достижение определенных целей;

Компания, фирма, предприятие, общественное объединение, учреждение

Первое определение относится к живой и неживой природе и характеризует организацию как систему. Например, системой является любой живой организм, техническое устройство (автомобиль и т.п.). Остальные определения относятся к общественной жизни.

В настоящее время в литературе по управлению применение термина «организация» довольно многообразно. Под понятие «организация» подпадают процессы по упорядочению элементов в целесообразное единство; по формированию и поддержанию целостности создаваемых или функционирующих объектов; по объединению людей и координации их действий для выполнения какой-нибудь задачи и т.п. В этом смысле организация - это совокупность целенаправленных процессов или действий, ведущих к образованию необходимых связей. Организация как система (упорядоченное состояние элементов целого, т.е. организация в статике) и организация как процесс по упорядочению элементов в целесообразное единство (организация в динамике) непосредственно связаны между собой. Причем организация как процесс - первична, а организация как система - вторична, так как она является результатом того или иного процесса организации. Вместе с тем система не остается неизменной, она функционирует, в ней идет процесс упорядочения элементов системы.

Организация может рассматриваться как в статике, так и в динамике. В статике - это целостное образование, имеющее вполне определенное предназначение. В динамике она представляется в виде разнообразных процессов по созданию или поддержанию целостности каких-либо объектов.

Природа всех социальных процессов и систем носит двойственный объективно-субъективный характер. Основным элементом и главным организатором этих процессов и систем является человек. Однако человек не всесилен. Его возможности ограничены объективными процессами, протекающими в природе.

Наиболее общие элементы, характерные для любой организации:

Люди, работающие в данной организации;

Цели, которые она желает достичь;

Управление, которое приводит в движение ее ресурсный потенциал для достижения целей.

Основные признаки организации:

Наличие, по крайней мере, двух человек, которые считают себя частью этой группы;

Одна цель (желаемый конечный результат, который принимают как общий все члены данной группы);

Сознательная совместная деятельность.

Основными ресурсами организации являются люди (человеческие ресурсы), капитал, материалы, технология, информация (рис. 1.2).


Рис. 1.2. Основные ресурсы, используемые организацией

Организации создаются и действуют в конкретных социально-экономических, социально-культурных, исторических, производственно-технических и иных условиях. Поэтому в каждой организации проявляются специфические закономерности их формирования и развития. Эти объективные закономерности во многом предопределяют принципы и методы управления, организационные структуры, системы информационного обеспечения, стили руководства, мотивы поведения членов организации.

1.3. СУЩНОСТЬ, ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ТЕОРИИ МЕНЕДЖМЕНТА

Эффективность управленческой деятельности менеджеров в значительной мере определяется теоретической подготовкой, в том числе знанием теории менеджмента. Она вооружает специалистов знанием организационных законов, принципов и правил, необходи­мых им при принятии управленческих решений.

Для более полного раскрытия сущности понятия «теория менеджмента» вначале необходимо рассмотреть такие понятия, как «теория» и «теория управления».

В самом общем виде теория - это:

Система научных принципов, идей, обобщающих практический опыт и отражающих закономерности развития природы, общества, мышления;

Совокупность обобщенных положений, образующих науку или раздел какой-нибудь науки, а также совокупность правил в области какого-либо мастерства;

Сложившееся у кого-нибудь мнение, суждение, взгляд на что-нибудь.

Сущность понятия «теория управления» раскрывается в следующих определениях.

ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ - система знаний о законах управления в соци­ально-экономических и других системах; наука, изучающая закономерности, принципы, процессы и методы управления в социально-экономических и других системах.

Цель теории управления - формирование целостного представления о взаимодействии сложных систем разной природы (технических, социальных, экономических и т.п.), внешних и внутренних связей, об отношениях, складывающихся между объектом и субъектом управления в процессе их взаимодействия.

Как уже отмечалось ранее, понятие «управление» значительно шире, чем понятие «менеджмент», но применительно к организации их можно рассматривать как синонимы. Поэтому и «теория управления» как наука в самом общем виде значительно шире «теории менеджмента». Однако применительно к организации можно утверждать, что понятие «теория менеджмента» идентично понятию «теория управления организацией».

На основе вышеизложенного можно сформулировать следующие определения понятия «теория менеджмента».

ТЕОРИЯ МЕНЕДЖМЕНТА -

Наука изучающая процессы и систему управления в организациях;

Наука, изучающая закономерности, принципы, формы, методы, приемы и средства управления в организациях

Теория менеджмента использует знания других наук, которые можно представить как:

Управленческие аспекты таких наук, как социология, психология, математика и др.;

Конкретные науки об отдельных сторонах управления;

Теория искусства управления.

В последние годы в менеджменте широко используются социология и психология управления, социология организации и др.

Если специальные науки изучают отдельные этапы процесса управления: планирования, организации, управления персоналом, маркетинг и т.п., то теория менеджмента изучает управление как целостное явление (систему и процесс).

Теория искусства управления опирается не только на универсальные принципы и закономерности, на общие правила управления. Она в большей мере базируется на прошлом опыте и эмпирических обобщениях, на интуиции, на таланте управленцев.

Любая теория имеет свой объект и предмет исследования. Объектом изучения обычно считают то, на что направлена познавательная деятельность, а предметом - исследуемые свойства этого объекта.

Объект теории менеджмента - система и процесс управления организацией.

Предмету теории менеджмента можно дать следующее определение.

Предмет теории менеджмента - отношения управления, закономерности, прин­ципы и методы, присущие не отдельным функциям или сторонам управления организацией, а менеджменту, рассматриваемому как целостное, комплексное социальное явление.

В предмет теории менеджмента включаются также категории, раскрывающие сущность управленческой деятельности.

Категории, используемые наукой, позволяют проникать в глубь экономических явлений и процессов. В экономической науке категория - это теоретическое (абстрактное) выражение основных сторон производственных отношений. Экономические категории позволяют обобщать массовые явления экономической жизни, познавать экономические законы.

Теория менеджмента использует как общие экономические категории, так и категории, присущие только ей. Все категории теории менеджмента можно разделить на три группы (рис. 1.3)

Рис. 1.3. Классификация категорий, используемых в теории менеджмента

В качестве инструмента теоретического исследования предмета теории менеджмента выступает научный метод.

Метод - это:

· способ освоения действительности, основанный на рациональном, доказательном, системном исследовании природы и общества;

· упорядоченная деятельность по достижению определенной цели;

· путь исследования.

Требования, предъявляемые к научному методу:

· строгость;

· однозначность;

· эффективность;

· простота (экономичность);

· способность приносить новые результаты.

Метод теории менеджмента - набор теоретико-познавательных и логических подходов и методов, а также научного инструментария для исследования системы управления организацией.

Метод предписывает исследователю, какие и как применять средства, чтобы получить истинные знания об объекте и предмете исследования.

Теория менеджмента как составная часть экономической науки и как учебная дисциплина использует: 1) общенаучные; 2) социологические; 3) конкретно-предметные методы исследования.

1. К общенаучным методам относятся: системный анализ, моделирование, аналогии, индукции, дедукции, статистический и др.

Системный анализ является важнейшим инструментом системного подхода. Он используется для изучения свойств и структуры организации, рассматривая ее как сложную систему.

Моделирование - особый метод изучения объектов (систем) и процессов. Модель - описание, изображение или схема какого-либо объекта, явления или процесса, отображающая их структуру и функционирование.

Существует множество вариантов создания моделей объектов. Для теории менеджмента представляют интерес экономические и математические модели. Моделирование позволяет избежать ошибок и определить перспективные направления развития систем или процессов.

Метод аналогии - метод, использующий аналог (например, аналогом может быть выбрана лучшая организация, адекватно отражающая исследуемый объект или процесс).

Вывод о состоянии тех или иных явлений и процессов при таком методе делается на основе сходства, существующего в других признаках. Это вероятностный метод. Выводы и умозаключения по ана­логии в той или иной степени вероятностны.

Индуктивный метод - метод экономических исследований, основанный на переходе от частных экономических фактов к общим выводам и положениям; это рассуждение от частного к общему, выве­дение общих принципов из частных правил.

Дедуктивный метод - умозаключение, в котором осуществляется переход от общих фактов и положений к единичным выводам и обобщениям; это рассуждение от общего к частному, выведение частных принципов из общих правил.

Статистический метод - важнейший количественный метод экономической науки, широко используемый в различных науках, в том числе в менеджменте.

Его значение раскрывается в том, что статистический метод:

Сближает экономическую теорию и эмпирию, требует сопоставления теоретических положений с реальным практическим функционированием организации;

Позволяет формализовать управленческую науку, перевести ее на язык цифр и формул;

Выступает как эффективный способ проверки экономических теорий и гипотез;

Позволяет моделировать и прогнозировать экономические явления и процессы.

2. Теория менеджмента использует также социологические методы исследования (наблюдение, анкетирование, интервью, метод экспертных оценок и др.).

Наблюдение (применительно к объекту управления) - целенаправленное, организованное и осмысленное восприятие процессов, протекающих в организациях в естественных условиях ее существования с целью получения первичной эмпирической информации в форме эмпирических фактов.

Анкетирование - способ получения информации путем прямого или косвенного взаимодействия исследователя с опрашиваемыми респондентами в форме регистрации ответов на вопросы.

Интервью - метод устного опроса, где исследование проходит в форме особой беседы исследователя с респондентом.

Метод экспертных оценок - вид опроса (устного или письменного), при котором исследователь получает информацию от специалистов высокой квалификации в данной области знания.

Социологические методы исследования являются весьма эффективными при исследовании организации, так как позволяют получать достоверную информацию о ее состоянии и протекающих в ней процессах.

3. Конкретно-предметные методы исследования, привязанные к конкретным наукам (психологии, математике и т.п.), включают в себя способы сбора, обработки и применения научной информации для решения управленческих задач.


Похожая информация.


Управленческий труд является разновидностью общественного труда. Работа менеджера представляет собой составную часть всей работы по управлению.

Сущность менеджмента заключается в его функциях, основными из которых являются:

  1. Планирование – стадия процесса управления, на которой определяются цели деятельности организации и необходимые для этого средства и действия. Это самая важная функция управления, без осуществления которой вся дальнейшая производственная деятельность бессмысленна.
  2. Организация – это распределение обязанностей, полномочий и ответственности в организации, т.е. определение того, кто и что будет делать.
  3. Мотивация – определение побудительных мотивов сотрудников организации к более продуктивному труду.
  4. Контроль – это процесс соизмерения (сопоставления) фактически достигнутых результатов с запланированными.

Специфика труда менеджера заключается в том, что он, как руководитель, не принимает непосредственного участия в процессе производства, он только руководит и направляет данный процесс.

Предметом труда менеджера является информация.

Объектом воздействия менеджера является человек (клиент, сотрудник, деловой партнёр и т.д.).

Средством труда менеджера является оргтехника (компьютер, принтер, факс и т.д.).

Продуктом труда менеджера является информация.

Домашнее задание: по учебнику Н.А.Зайцевой стр. 25 – 36 читать

Лекция № 2

Эволюция менеджмента. Основные научные школы менеджмента.

Менеджмент (управление) в той или иной форме существовал всегда там, где люди работали группами и, как правило, в трёх сферах человеческого общества:

  • Политической – необходимость установления и поддержания порядка в группах.
  • Экономической – необходимость в изыскании, производстве и распределении ресурсов.
  • Оборонительной – защита от врагов и диких зверей.

Даже в самых древних обществах требовались личности, которые могли координировать и направлять деятельность человеческих групп (сбор пищи, строительство жилья и т.д.).

Принято выделять несколько этапов развития науки об управлении:

I. «Древний» период (9 – 7 тыс. лет до н.э. – кон. XVIII в.). Первые и самые простые формы организации совместного труда существовали на стадии первобытнообщинного строя. В период образования рабовладельческих государств на Древнем Востоке (Египет, Вавилон, Индия, Китай) формируется государственный управленческий аппарат и его обслуживающая прослойка (чиновники – писцы и др.). В средние века функции управления в феодальных поместьях осуществляли управленцы – мажордомы. Некоторые из них сосредотачивали в своих руках огромную власть (например, король франков Пэпин, отец Карла Великого начинал простым мажордомом в поместье короля Дагоберта). На Руси таких управленцев называли тиуны.



II. Второй период развития науки об управлении – «индустриальный» (1776 – 1890 гг.). Наибольшая заслуга в развитии управления в этот период принадлежит Адаму Смиту (1723 – 1790). Он проанализировал различные формы разделения труда, описал экономические преимущества, которые организации и общество получат в результате разделения труда, а также внёс значительный вклад в развитие представлений о государственном управлении.

III. Период систематизации (1890 – 1950 гг.). В этот период формируются основные школы управления.

IV. Информационный период (1950 – по настоящий момент). Происходит постоянная систематизация и информатизация управленческого процесса. В управлении всё чаще применяют компьютеры и новейшие информационные технологии.

Основные научные школы управления:

I. Научная школа управления (1885 – 1920 гг.).

Основоположником научной школы менеджмента принято считать Фредерика Уинслоу Тейлора (1856 – 1915 гг.).

Основные взгляды Тейлора были изложены в книгах «Управление предприятием» (1903 г.), «Принципы научного управления» (1911 г.).

Представители этой школы обосновали необходимость подбора конкретных работников для работы с персоналом (кадровых менеджеров), обосновали необходимость обучения работников, их подготовку и переподготовку как внутри так и вне предприятия, обосновали необходимость рационализации труда и её мотивации.

В рамках данной школы были разработаны 12 основных принципов управления, которые являются актуальными и по сей день:

1) Чётко выраженные цели – это исходный пункт управления.

2) Главное качество менеджера – здравый смысл, предполагающий признание сделанных ошибок и поиск их причин.

3) Для совершенствования процессов управления необходима грамотная и компетентная консультация профессионалов.

4) Необходимое условие нормальной трудовой деятельности – дисциплина, обеспеченная чёткой регламентацией деятельности людей, контролем за её исполнением, своевременным поощрением.

5) Справедливое отношение к персоналу.

6) Быстрый, надёжный, точный, полный и постоянный учёт.

7) Чёткое распределение обязанностей и полномочий.

8) Нормы и расписания, способствующие поиску и реализации резервов.

9) Нормализация условий труда.

10) Нормирование трудовых операций.

11) Письменные стандартные инструкции для персонала.

12) Вознаграждение за производительность.

II. Административно – классическая школа менеджеров (1920 – 1950 гг.). Основоположником данной школы является французский промышленник Анри Файоль (1841 – 1925). В 1916 г. вышла его книга «Общее и промышленное управление», в которой он раскрыл основные принципы научного управления. Последователи Файоля сформировали теорию управления всей организацией. Вклад данной школы заключается в том, что основатели рассматривали управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций. Целью административной школы было создание универсальных принципов управления, следуя которым организация может достичь успеха. Файоль выделил в управлении производственным процессом следующие группы операций:

1. Технические операции.

2. Коммерческие операции.

3. Финансовые операции.

4. Страховые операции.

5. Учётные операции.

6. Административные операции.

Тесное взаимодействие между данными группами операций и было конечной целью административной школы.

III. «Школа человеческих отношений» (с 1950 – ых гг. до настоящего времени).

и Элтона Мэйо (1880 – 1945). Данная школа появилась на волне многочисленных выступлений трудящихся за свои права по всему земному шару. Исследователи школы человеческих отношений предполагали, что, если руководство проявит большую заботу о своих работниках, то и уровень удовлетворённости работников будет возрастать, что приведёт к увеличению производительности труда. Суть школы человеческих отношений составляет управление межличностными отношениями и применение психологии и социологии.

Основное содержание теории человеческих отношений составляет обоснование необходимости следующих действий:

  • Развития у рабочих чувства как индивидуальной, так и коллективной ответственности;
  • Создание на предприятии атмосферы «подлинной общности интересов»;
  • Переход от «центрального» авторитета к «фундаментальному» авторитету, т.е. от авторитета должности к авторитету знаний и профессионализма.

Домашнее задание: по учебнику Н.А.Зайцевой стр. 14 – 17 читать, стр. 20 – 21 письменно выполнить задание 3, обосновать свой ответ в письменном виде.

Лекция № 3

Основные подходы к управлению.

В настоящий момент в управлении насчитывают 13 научных подходов:

Название Краткое содержание
Административный При административном подходе определяются функции, права, обязанности, элементы системы менеджмента в нормативно – правовых актах
Вопроизводственный Данный подход ориентирован на постоянное возобновление производства товара для удовлетворения потребностей рынка с меньшими затратами
Динамический При динамическом подходе объект управления рассматривается в динамическом развитии, на основании прошлой деятельности организации делается прогноз её возможного будущего развития
Интеграционный При интеграционном подходе устанавливаются взаимосвязи между отдельными подсистемами и элементами системы менеджмента, уровнями, субъектами управления
Количественный Сущность данного подхода заключается в переходе от качественных оценок к количественным при помощи математических статистических методов, инженерных расчётов, экспертных оценок, системы баллов и др.
Комплексный Наиболее объёмный подход в управлении. При его применении учитываются технические, экономические, социальные и другие аспекты управления в их взаимосвязи. Если упустить хоть один из них, то проблема не будет решена.
Маркетинговый Предусматривает ориентацию управляющей подсистемы при решении любых своих задач на потребителя.
Нормативный При нормативном подходе устанавливаются нормативы в управлении
Поведенческий Поведенческий подход заключается в том, чтобы помочь работнику осознать своё место в организации и свои собственные возможности. Основной целью этого подхода является повышение эффективности работы фирмы за счёт повышения качества человеческих ресурсов.
Процессный При процессном подходе управление рассматривается как совокупность взаимосвязанных функций.
Системный При системном подходе любая система рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов (см. схему)
Ситуационный Ситуационный подход предполагает, что применение различных методов управления определяется конкретной ситуацией.
Функциональный Сущность функционального подхода заключается в том, что потребность рассматривается как совокупность функций, которые нужно выполнить для её удовлетворения.

Сущность системного подхода в управлении:

При системном подходе любой управленческий объект (подразделение или целая организация) рассматривается как система (совокупность взаимосвязанных элементов), имеющая вход (поступающие в организацию людские, материальные и финансовые ресурсы), процесс в системе, связь с внешней средой, обратную связь и выход (продукт организации – товар или услуга).

Сущность данного подхода: для обеспечения высокого качества выхода системы сначала необходимо обеспечить высокое качество входа, а затем высокое качество процесса в системе и связи с внешней средой. Если качество входа отличное, а качество процесса удовлетворительное, то и качество выхода будет удовлетворительным, т.е. оценка качества выхода равна низшей оценке предыдущих элементов.

Например: качество входа машиностроительного предприятия удовлетворительное, и даже если сам производственный процесс проходит отлично, то всё равно, качество выхода предприятия будет удовлетворительным.

Схема системного подхода:


Домашнее задание: по учебнику Н.А.Зайцевой стр. 36 – 41 читать

Лекция № 4

Процессный подход в менеджменте. Виды управленческих решений.

Одна из современных концепций управления основана на выделении бизнес – процессов и построении системы эффективного управления ими. При этом используется несколько основных понятий:

Бизнес – процесс – устойчивая, целенаправленная совокупность взаимосвязанных видов деятельности (последовательность работ), которая по определённой технологии преобразует входы и выходы, представляющие ценность для потребителя.

Владелец бизнес – процесса – должностное лицо или коллегиальный орган управления, имеющий в своём распоряжении ресурсы, необходимые для выполнения процесса, и несущий ответственность за этот процесс.

Ресурсы бизнес – процесса – материальный или информационный объект, постоянно используемый для выполнения процесса, но не являющийся входом процесса, т.е. это информация (документы, файлы), финансы, материалы, персонал, оборудование, инфраструктура, среда, программное обеспечение, необходимые для выполнения бизнес – процесса и находящиеся в распоряжении владельца бизнес – процесса.

Показатели бизнес – процесса – количественные и / или качественные параметры, характеризующие бизнес – процесс и его результат.

Показатели эффективности бизнес – процесса – параметры бизнес – процесса, характеризующие взаимоотношение между достигнутым результатом и использованными ресурсами.

Структура бизнес – процесса


Управленческое Отчёт о бизнес - процессе