Опыт работы по формированию связной речи старших дошкольников с использованием мнемотехники и триз-технологий. "работа воспитателя по развитию речи детей в повседневной жизни" из опыта работы

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №10

Тема доклада: «Работа воспитателя по развитию речи детей в

повседневной жизни»

Воспитатель: Серегина Т.С.

г. Кашира 2012г.

Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети, да и взрослые тоже, стали больше общаться с компьютером и другими средствами технического прогресса, чем друг с другом.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития речи и формирования культуры речевого общения. Практика показывает: это очень трудоёмкая и ответственная работа, требующая определённой системы и терпения со стороны воспитателя к подбору наиболее действенных средств и методов обучения.

Но для того чтобы чему-то обучать детей, воспитателю надо поработать над собой. Ребёнок – дошкольник большую часть времени проводит в детском саду: общается с воспитателем, учится у него многому, в том числе и культуре речи. Поэтому особое внимание воспитателю следует уделить своей речи. Только ребенок воспринимает речь взрослого как образец, воспитатель должен говорить правильно, не искажая звуков, четко артикулируя каждое слово, не торопясь, не «съедая» окончаний. Особенно четко нужно произносить незнакомые и длинные слова. Живость и богатство интонаций тоже играют немаловажную роль – способствуют лучшему усвоению речи. Также необходимо регулировать темп своей речи. Следить за содержанием слишком быстрой речи трудно даже взрослому, а ребёнок совершенно на это не способен. Не понимая смысла льющихся потоков слов, он просто перестаёт слушать. Недопустима и слишком медленная, растянутая речь: она надоедает. Также следует регулировать силу своего голоса, говорить настолько громко или тихо, насколько этого требуют условия момента и содержание речи. Тихую речь дети не слышат, не улавливают её содержания. Громкую речь, переходящую в крик, дети перенимают, как манеру речи, необыкновенно быстро. Сама речь у воспитателя должна быть эмоциональна, выразительна и отражать интерес, внимание, любовь к ребёнку, заботу о нём.

В процессе речевого общения с детьми воспитатель использует и невербальные средства (мимика, пантомимические движения), которые выполняют важные функции:

помогают эмоционально объяснить и запомнить значение слов. Меткий жест помогает усвоению значений слов (круглый, большой…), связанных с конкретными зрительными представлениями;

помогают уточнить значения слов, связанных с эмоциональным восприятием (весёлый, грустный, злой, ласковый,…);

способствуют углублению эмоциональных переживаний, запоминанию материала (слышимого и видимого);

помогают приближению обстановки на занятиях к обстановке естественного общения;

являются образцами поведения детей;

Выполняют социальную, воспитывающую функцию.

Режимные моменты благоприятны для организации правильного речевого общения: одевание детей на прогулку, раздевание после прогулки и перед сном, умывание перед каждым приёмом пищи, наблюдения за явлениями природы, дежурство, экскурсии. Все эти моменты непосредственно связаны с какими-то реальными объектами, по поводу которых можно организовать разговор с детьми. При этом формируется определённый круг знаний и представлений, активизируется речь детей.

Воспитатель должен стремиться развивать детскую речевую активность, тактично исправлять ошибки (неправильное ударение в слове или грамматическую ошибку), подсказывать слова тогда, когда ребёнок не знает, как выразить свою мысль, поправлять ребёнка, если у него неправильный тон, если он разговаривает слишком громко.

Воспитатель должен помнить: только корректная форма предъявления замечаний и рекомендаций по исправлению речевых ошибок положительно влияет на развитие речи ребёнка. При исправлении ошибки не следует повторять её – нужно предложить ребёнку послушать, как правильно говорить, предупредив его о том, что он сказал неверно, а значит, должен повторить за воспитателем правильное слово или предложение.

Повседневное общение даёт воспитателю возможность обогащать словарь детей. Например, во время ежедневного одевания и раздевания с детьми разговаривают о том, что они надевают или снимают, какого цвета одежда, из какого материала она сшита, а также о других внешних признаках: мягкая, пушистая, полосатая, длинная, тёплая, новая и т.д.

Например: дети, молча, одеваются на прогулку. Воспитатель рассказывает обо всём, что они надевают: «Сначала дети надевают брюки. Они разные. У Саши – зелёные, у Никиты – синие, у Маши – коричневые,… У Жени ботинки со шнурками, а у Ани – с ремешком, у Кати – сапоги,…»

Развивая внимание к речи в процессе самообслуживания, воспитатель даёт указания к работе и обязательно следит за правильностью их выполнения.

Когда дети умываются, можно говорить и о том, что они моют (лицо, руки, уши, тело), чем моют (водой, мылом, щеткой), какая вода (горячая, холодная, теплая), какое мыло (душистое, ароматное, белое и т.д.), чем вытираются (полотенцем белым, чистым, с полосками и т.д.).

Во время дежурства по столовой воспитатель привлекает внимание детей к посуде, рассказывает о посуде, о том, как её расставлять на столы. В рассказах употребляет названия, демонстрирует форму, окраску, рисунок, материал, из которого она сделана, его свойства (бьётся), количество и место разных предметов посуды на столе.

С появлением активной речи задаёт вопросы детям по усвоенному материалу.

Чем младше дети, тем чаще воспитатель должен сопровождать словами свои действия. Воспитатель должен сам называть предметы и действия, но и задавать детям вопросы: Что ты делаешь? Во что играешь? Что строишь? Что надеваешь? Чем ты моешь руки? и т.д.

Необходимо также закреплять навыки общего и речевого поведения. В средней группе к концу года дети должны научиться пользоваться активной речью, рассказывая о выполненном трудовом процессе или, отвечая на вопросы, называть предстоящую деятельность словосочетаниями: будем одеваться, кормить рыбок и т.д.

Очень полезен такой приём: воспитатель поручает кому-нибудь из детей объяснить ребёнку, где в группе можно взять игрушки, карандаши, книги, настольные игры, и рассказать о правилах пользования ими.

Важно правильно организовать наблюдение за трудом взрослых на прогулке и экскурсиях, чтобы максимально использовать наблюдаемые объекты для развития различных сторон речи.

Развитию речи способствуют и игры. Так, сюжетно-ролевые игры всегда сопровождаются речью: дети договариваются об условиях игры, спорят, ведут диалоги от имени действующих лиц. Но не все дети охотно участвуют в играх: речевая активность у одних больше, у других – меньше. Поэтому воспитатель вводит в быт детей подвижные игры, которые сопровождаются диалогами.

В старшем дошкольном возрасте особое значение имеет научить детей внимательно слушать. Развитию слухового восприятия и внимания способствуют игры: «Угадай по голосу, кто позвал?», «Телефон», «Что ты слышишь?». Они не должны длиться более трёх минут, так как требуют особой сосредоточенности.

Для полноценного речевого развития ребёнка играет роль семья. Воспитатель объясняет, что речевая игра или упражнение, беседа с ребёнком – это неотъемлемая часть сложного процесса формирования речи. Если родители устранятся от этой работы, то пострадает их ребёнок. Воспитатель знакомит родителей с играми, игровыми упражнениями и заданиями, отбирая и учитывая большую загруженность родителей ежедневными домашними делами, и накопленную к концу дня усталость. Среди прочих дома рекомендуется «играть на кухне».

Например.

Игровые упражнения на развитие мелкой моторики рук:

«Помогаю маме» (перебрать рис, горох, гречку),

«Волшебные палочки» (из карандашей собрать простейшие геометрические фигуры).

Игры на обогащение словаря ребёнка:

«Да вай искать на кух не с лова» (какие слова можно вынуть из кухонного шкафа, борща и т.д.),

«Угощаю» (давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга. Ребенок вспоминает «вкусное» слово и «кладёт» Вам на ладошку, затем Вы ему, и так до тех пор, пока всё не «съедите». Можно поиграть в «сладкие», «кислые», «солёные», «горькие» слова).

Можно играть с целью развития грамматического строя речи.

Приготовим сок» Из яблок сок … (яблочный); из груш … (грушевый); из вишни … (вишнёвый); из моркови, лимона, апельсина и т.п. Справились? А теперь наоборот: апельсиновый сок из чего? и т.д.

Хорошо предложить игровые упражнения на развитие мелкой моторики:

Пока Вы заняты пришиванием пуговиц, ребёнок может выкладывать из пуговиц, ярких ниточек красивые узоры.

Попробовать вместе с ребёнком сделать панно из пуговиц. Пуговицы можно пришить (с Вашей помощью), а можно укрепить их на тонком слое пластилина (без Вашей помощи).

По дороге из детского сада (в детский сад)

«Я заметил». «Давай проверим, кто из нас самый внимательный. Будем называть предметы, мимо которых мы проходим; а ещё обязательно укажем – какие они. Вот почтовый ящик – он синий. Я заметил кошку – она пушистая». Ребёнок и взрослый могут называть увиденные объекты по очереди.

«Волшебные очки». «Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то всё становится красным (зелёным, синим и т.п.). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета всё стало, скажи: красные сапоги, красный мяч, красный дом, красный забор и пр.»

«В свободную минутку». Игровое упражнение на слоговую структуру слов.

« Пе репутаниц а ». «Жили-были слова. Однажды они веселились, играли, танцевали и не заметили, что перепутались. Помоги словам распутаться. Слова: босака (собака), ловосы (волосы), лекосо (колесо), посаги (сапоги) и пр.»

Игра на обогащение словаря ребёнка

«Доскажи словечко». Вы начинаете фразу, а ребёнок заканчивает её. Например: ворона каркает, воробей… (чирикает). Сова летает, а заяц.. .(бегает, прыгает). У коровы телёнок, а у лошади.. .(жеребёнок) и т.п.

«Уп рямые слова ». Рассказать ребёнку, что есть на свете «упрямые» слова, которые никогда не изменяются (кофе, платье, какао, пианино, метро…). «Я

надеваю пальто. На вешалке висит пальто. У Маши красивое пальто и т.п. Задавать вопросы ребёнку и следить, чтобы он не изменял слова в предложения – ответах.

Подвижные игры

«Игры с мячом». «Я буду называть предметы и бросать тебе мяч. Ты будеш ловить его тогда, когда в слове услышишь звук «ж». Если в слове нет таког» звука, то мяч ловить не надо. Итак, начинаем: жаба, стул, ёжик, книга…»

«Л ягушка » Выделение звука из ряда гласных: а, о, у, и, е, э, ю, я, ы «Будешь прыгать как лягушка, если звук услышишь «а», на другие звуки опускаешь низко руки». Также можно провести игру на согласные звуки.

Вот такая совместная работа воспитателя и семьи по развитию речи даёт полноценное речевое развитие ребёнка.

Также над речевым развитием ребёнка работает учитель-логопед. И решить речевые проблемы детей можно только при грамотной работе воспитателя логопедической группы под руководством логопеда.

Развитием речи в логопедической группе занимаются и логопед, и воспитатель, в том числе на занятиях как общеобразовательных, так и специальных логопедических. Занятия воспитателя строятся с учётом очередной темы, намеченной логопедом, и их задачи соотносятся с задачами логопедического занятия.

Воспитатель помимо общеобразовательных задач выполняет и ряд коррекционных, направленных на устранение сенсорной, волевой, интеллектуальной недостаточности, обусловленной особенностями речевого дефекта. Таким образом, создаётся благоприятная основа для эффективного развития ребёнка, что в итоге способствует овладению речью.

Воспитатель осуществляет контроль над речью детей на занятиях и во время режимных моментов, занимается развитием мелкой моторики, оказывает помощь по автоматизации поставленных звуков, способствует совершенствованию грамматического строя речи, развитию фонематического восприятия и слоговой структуры, проводит необходимую работу с родителями для оптимизации коррекционного процесса.

Лексическая тема, которую отрабатывает на своих занятиях логопед, находит продолжение на занятиях воспитателя и вне них. Отработанные логопедом на фронтальных и индивидуальных занятиях речевые навыки закрепляются воспитателем не только во время занятий, но и во всех режимных моментах. Ведь воспитатель находится с детьми в самой разной обстановке: в раздевалке, в спальне, в игровом уголке и др. Он работает с детьми весь день и имеет возможность многократно повторять и закреплять наработанный логопедом речевой материал, повторять и закреплять новые слова, без чего нельзя ввести их в самостоятельную речь.

Работая над развитием речи детей и планируя свою работу, мы не должны забывать главное, развитие языка детей, любви к родному языку – это самое важное приобретение ребёнка в дошкольном детстве.

А напоследок хочется сказать: культура речи предполагает общую культуру человека, культуру мышления и любовь к языку.

Обобщение опыта работы воспитателя по речевому развитию в средней группе.

Прекрасная речь, когда она как ручеёк
Бежит среди камней чиста, неторопливы.
И ты готов внимать её поток
И восклицать: О! Как же ты красива!
Е.Щукина

Формирование правильной речи ребенка является одной из основных задач дошкольного образования. Р ечевое развитие дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО включает в себя:
а) владение речью как средством общения;
б) обогащение активного словаря;
в) р
азвитие связной , грамматически правильной монологической и диалогической речи;
г)
развитие речевого творчества;
д) развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
е) знакомство с книжной культурой, детской художественной литературой, понимание на слух текстов, различных жанров детской литературы;
ж) ф
ормирование звуковой аналитико - синтетической активности, как предпосылок обучения грамоте.
При достижении этих целей не стоит забывать, что мы воспитываем
современных детей , которые с легкостью запоминают то, что им интересно, а неинтересную, монотонную работу просто игнорируют .
Речь традиционно рассматривается в педагогике и психологии как центр, в котором сходятся различные стороны психического
развития : мышление, воображение, память, эмоции.
Вот уже несколько лет я занимаюсь над проблемой развития речи детей.
Речь - один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом. От уровня речевого развития зависит общее интеллектуальное развитие и закладываются основы успешного обучения в школе.
Развитие речи оказывает большое влияние на формирование личности, волевые качества, характер, взгляды, убеждения. Можно сказать, что речь человека - это его визитная карточка.

Поэтому начиная с младших групп, работаю над этой проблемой, подчеркиваю значимость речевого развития в дошкольном возрасте.
И считаю, что речевое общение - это высшая форма сотрудничества педагога, родителя и ребенка.
Поэтому, общаясь с детьми, придерживаюсь «Не рядом и не над, а вместе!»
Всегда стараюсь, стать на позицию ребенка:
- учитывая его точку зрения, видя его, прежде всего личностью, как полноправного партнера в процессе совместной деятельности и общения;
- учитываю возрастные и индивидуальные особенности детей;
Отношусь к воспитанникам уважительно, доброжелательно, каждый ребенок - это личность.
Изучив теоретические источники, я поставила перед собой
цель :
- создание развивающей предметно-пространственной среды, способствующей развитию речи дошкольников через дидактические, речевые игры, театрализованные, сюжетно - ролевые игры.
«В пустых стенах ребёнок не заговорит»…- заметила в своё время Е.И. Тихеева
Поэтому в группе были созданы центры: центр «Учимся говорить правильно!», «Сюжетно - ролевых игр», «Театральный уголок» и т.д
Мною накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр и занятий: пособия для проведения артикуляционных упражнений, комплексы пальчиковых игр, тематические альбомы, игры для обогащения словарного запаса, формирования грамматического строя, связной речи, развития фонематического слуха и мелкой моторики, сюжетно - ролевые игры, логоритмические упражнения.
Что же является ведущим, доступным и понятным видом детской деятельности в дошкольном возрасте? Ну, конечно же - игра. В игре ребенок развивается, познает окружающий мир, согласовывает свои интересы и интересы партнеров по игре, то есть происходит речевое развитие ребенка.
В своей работе использую игровые ситуации на прогулке, организовываю игры-драматизации, чтение художественной литературы с последующим обыгрыванием сюжетных эпизодов в течение дня, игры-рисования на свободную тему. Все это является толчком для творческой мысли, идеи, требующей воплощения.
Вечером наблюдаю, как после прочтения сказок в театрализованных играх отражаются персонажи и сюжеты, взволновавшие детей, как они пропускают через себя характер героев. И вижу результат своей работы. Как постепенно у детей «растворяется» закомплексованность и дети преодолевают страхи.
Использую в своей практике речевые упражнения. Упражнения не только повышают умственную активность, но и совершенствуют речевые навыки, способствуют развитию психических процессов, повышают эмоциональную активность.
Мы ежедневно читаем сказки, заучиваем стихотворения, скороговорки и учимся отвечать на вопросы, связанные с содержанием. Очень важно правильно сформулировать вопросы, чтобы помочь детям вычленить главное - действие основных персонажей, их взаимоотношения и поступки. Правильно поставленный вопрос заставляет ребенка думать, размышлять, приходить к нужным выводам и в то же время замечать и чувствовать художественную форму произведения. Заимствуя из сказок образные выражения, меткие слова, обороты речи, пословицы и поговорки, дети обогащают свою речь, делая её интересной и выразительной.
После ответа на вопросы можно предложить детям «показать» сказку в игре-драматизации.
Так как, играя, дети - познают, пропускают все образы через свой внутренний мир. Рассматривание иллюстраций разных художников (В.Лосина, Ю.Казанцева, Т.Сокольской, К.Швец) помогает детям обращать внимание на характер изображения персонажей (дед и баба старенькие, ласковые, добрые), их внешние данные (у мышки длинный хвостик, курочка рябенькая). При анализе содержания сказки дети повторяют слова курочки, действия деда и бабы (била-била - не разбила; дед плачет, баба плачет).

В своей работе я стараюсь использовать как можно больше дидактических игр, так как они включают решение всех задач речевого развития . Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении высказываний, развивают объяснительную речь . Понимая, какое значение имеет дидактическая игра в развитии речи детей и для того, чтобы повысился интерес к игре, я придерживаюсь следующих требований.
1.
Дидактическая игра должна давать упражнения полезные для умственного развития.
2. Должна быть увлекательной задача, решение которой требует умственного усилия, преодоления трудностей.
3. Игра должна сохранять эмоциональный настрой детей, их удовлетворение.
В практики, использую три вида дидактических игр:
- игры с предметами (игрушками, природным материалом).
- настольно-печатные.
- словесные игры.
Дидактические и речевые игры я использую на занятиях, в утренние часы приёма детей, во вторую половину дня, в свободной деятельности детей. Дидактическая игра - сильный стимулятор умственной и коммуникативной деятельности детей. Она позволяет закрепить знания и навыки дошкольников, применить их на практике, приучает к самостоятельности в работе.
Например, такие дидактические игры, как: «Угадай по описанию», «Подскажи словечко», «Что выросло на грядке», «Какое время года», «Чудесный мешочек» и т.д.Учимся рассуждать, беседовать.
При изучении звуковой культуры речи использую игры «Звенит - жужжит»,
«Заморозим руку » ( Дети подносят руку ко рту на расстоянии примерно 10 см, произносят:» Фу-у-у» - дуют на руку.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития речи и формирования культуры речевого общения. Практика показывает: это очень трудоёмкая и ответственная работа, требующая определённой системы и терпения со стороны воспитателя к подбору наиболее действенных средств и методов обучения.
Методы развития речи, применяемые мною:
Наглядные: наблюдения в природе, экскурсии, изобразительная наглядность, рассматривание картин, игрушек и рассказывание по ним;
Словесные : чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, обобщающая беседа, рассказывание без опоры наглядности;
Практические: дидактические игры, игры - драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, хороводные игры.
Основными принципами реализации системы работы по развитию речи с детьми являются систематичность и последовательность, интеграция образовательных областей, которые осуществляются:
- в процессе организации различных видов детской деятельности: двигательной, игровой, продуктивной, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, музыкально-художественной, чтение художественной литературы;
- в ходе режимных моментов;
- в свободной самостоятельной деятельности;
- во взаимодействии с семьями.

Режимные моменты благоприятны для организации правильного речевого общения: одевание детей на прогулку, раздевание после прогулки и перед сном, умывание перед каждым приёмом пищи, наблюдения за явлениями природы, дежурство, экскурсии. Все эти моменты непосредственно связаны с какими-то реальными объектами, по поводу которых я организовываю разговоры с детьми. При этом формируется определённый круг знаний и представлений, активизируется речь детей.
Обогащают и оживляют русский язык народные пословицы и поговорки, припевки, потешки. Они прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешнее овладевать родным языком. Они короткие, четкие, полны глубокой, выработанной веками мудрости .
В процессе речевого общения с детьми использую и невербальные средства (мимика, пантомимические движения), которые выполняют важные функции:

Помогают эмоционально объяснить и запомнить значение слов. Меткий жест помогает усвоению значений слов (круглый, большой...), связанных с конкретными зрительными представлениями;

Помогают уточнить значения слов, связанных с эмоциональным восприятием (весёлый, грустный, злой, ласковый,...);

Способствуют углублению эмоциональных переживаний, запоминанию материала (слышимого и видимого);

Помогают приближению обстановки на занятиях к обстановке естественного общения;
- являются образцами поведения детей;
- выполняют социальную, воспитывающую функцию.
Широко применяю в своей работе по развитию речи словесные игры.
Эти игры имеют большое значение для развития мышления ребенка.

Например: « Закончи предложение», «Доскажи словечко», «Зима-лето» и т. д.
Дети учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы, умозаключения, замечать логические ошибки.
Эти игры хороши тем, что вызывают веселый смех, развивают чувство юмора.

«В развитии мышления и речи детей , особое место отводится движениям руки. Руки дают человеку голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки способствуют развитию речи ». И.П.Павлова

Пальчиковым играм, логоритмике я уделяю ежедневно много времени, как в свободной деятельности , так и на всех видах занятий.
Для формирования диалогической
речи я использую различные виды театра. В процессе театрализованной игры незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи , ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается монологическая и диалогическая речь, ее грамматический строй.
Много играем в сюжетно- ролевые игры, так как сюжетно-ролевая игра
развивает не только связную речь, а также накапливает знание , развивает мышление и память , воспитывается творческое воображение ребенка, способствует обогащению и активизации словаря детей.
Таким образом, в процессе
работы над проблемой по развитию речи происходит существенный рост в развитии речевой активности детей. Дети овладевают речевыми умениями, учатся самостоятельно придумывать сказки, и рассказы, пользоваться разнообразными средствами выразительности, аргументировано, доказывать своё мнение. Многие могут заменить ошибки сверстников и исправить их. У всех значительно обогатился словарный запас, дети безошибочно пользуются обобщающими словами и понятиями.
Речь стала более грамотная и выразительная.

Хочется отметить в моей работе тесную взаимосвязь с родителями. Включение родителей в педагогический процесс также является важнейшим условием полноценного речевого развития ребенка.
Правильное понимание родителями задач воспитания и обучения, знания некоторых методических приемов, используемых в работе по развитию речи детей, несомненно, помогало в организации игр, в домашних условиях. Знания родители получали через беседы, консультации, родительские собрания, практические семинары.
Проведены консультации по темам: «Речевая среда в семье и ее влияние на развитие речи ребенка», «Роль родителей в развитии речи детей», «Ознакомление с особенностями речевого развития детей определённого возраста», семинар - практикум «Играем с пальчиками», совместно с родителями изготавливали игры для речевого развития.

При условии правильно организованного педагогического процесса с применением игровых технологий, а также с организованной развивающей предметно- пространственной средой речевое развитие ребенка будет полноценным и эффективным.

В чём я вижу необходимость и актуальность данной работы

Проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе является одной из актуальных, так как, войдя в третье тысячелетие, общество соприкоснулось с проблемой получением информации из общедоступных источников. В таком случае, страдают, прежде всего, дети, теряя связь с семейным чтением. В связи с этим перед педагогикой встает проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательной системы, в особенности системы воспитания дошкольного детства. И здесь огромное значение приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающего ребенка к основам художественной литературы. По словам В.А. Сухомлинского, «чтение книг - тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».

Обращение к проблеме приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе, как средство развитие речи, обусловлено рядом причин: во-первых, как показал анализ практики приобщения детей к художественной литературе, в воспитании дошкольников знакомство с художественной литературой используется в недостаточном объёме, а также затронут только её поверхностный пласт; во-вторых, возникает общественная потребность в сохранении и передачи семейного чтения; в-третьих, воспитание дошкольников художественной литературой не только несёт им радость, эмоциональный и творческий подъём, но и становится неотъемлемой частью русского литературного языка.

В работе с детьми особое значение имеет - обращение к художественной литературе. Дошедшие из глубины веков потешки, заклички, приговорки, прибаутки, перевертыши и т.д., наилучшим образом открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Художественная литература развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции.

Ценность чтения художественной литературы в том, что с её помощью взрослый легко устанавливает эмоциональный контакт с ребенком. Отношение к художественной литературе как к культурной ценности устного творчества является определяющей позицией моей работы. Изучению данного вопроса посвящено много работ, например, на важность приобщения детей к красоте родного слова, развития культуры речи указывали педагоги, психологи, лингвисты К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, Л.С. Выготский, СЛ. Рубинштейн, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, Ф.А. Сохин, А.М. Шахнарович, Л.И. Айдарова и др.

Погружая детей в волшебный мир литературы, я стремлюсь к достижению поставленной цели:

Для реализации этих задач требуется соблюдение некоторых психолого-педагогических аспектов:

Организация педагогического процесса по развитию речи через ознакомление детей с художественной литературой;

Комплексный подход к освоению художественной литературы, сочетающий устное народное творчество и педагогические аспекты;

Сотворчество детей и взрослых, её социальной востребованности;

Создание образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребёнка и сохранению его индивидуальности;

Предоставление детям возможности собственного решения по использованию эмоционального фона выбора книг в условиях работы с художественной литературой;

Ориентированность на построение личностно-индивидуальных отношений взрослого и ребенка.

При выборе содержания художественной литературы, я учитываю индивидуальные особенности детей и их развитие, а также жизненный опыт дошкольников. Известно, что ребенок проявляет интерес к той или иной книге, если она ему интересна. Привлекая детей к чтению художественной литературы, я обращаю внимание на степень знакомства семьи с традиционным устным народным творчеством.

Условия возникновения опыта.

В наш век новых информационных технологий роль книги изменилась. По данным многочисленных исследований уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге другие источники информации: телевидение, видеопродукцию, компьютер, - поэтому моя роль, как педагога состоит в том, чтобы заинтересовать дошкольников, побудить в них интерес к литературным произведениям, привить любовь к художественному слову, уважение книге. Книга дает возможность домыслить, "пофантазировать". Она учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно. Художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Велика роль художественной литературы в развитии речи ребенка, без чего невозможно успешное обучение в школе. Поэтому целью своей педагогической деятельности определила развитие речи детей дошкольного возраста при ознакомлении с художественной литературой и фольклора. В дошкольный период происходит становление речи и ее формирование. В эти годы ребенок усваивает звуки родного языка, учится отчетливо и грамматически правильно произносить слова и фразы, быстро накапливает словарный запас. С развитием речи у дошкольников усиливается потребность в общении. Постепенно уточняются правила общения, дети осваивают новые формулы речевого этикета. Но в некоторых ситуациях дети отказываются использовать общепринятые речевые формы. Причин для этого может быть несколько. Самая главная - это недостаток общения, чтения и слушания художественной литературы и, как следствие, бедный словарь дошкольника. Важнейший путь решения данной проблемы - обучение речевому этикету детей, в особенности старшего дошкольного возраста посредством чтения художественной литературы, так как именно в этот период закладывается фундамент моральных принципов, нравственной культуры, развивается эмоционально-волевая сфера личности, формируется продуктивный опыт повседневной коммуникации. К сожалению, в наше время наблюдается "дефицит" уважительного отношения к собеседнику или просто к постороннему человеку: необязательно здороваться с соседом, можно не благодарить за оказанную услугу, перебивать. Поэтому я считаю, что эта тема достаточно актуальна на данный момент.

Актуальность опыта.

Проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе является одной из актуальных, так как, войдя в третье тысячелетие, общество соприкоснулось с проблемой получением информации из общедоступных источников. В таком случае, страдают, прежде всего, дети, теряя связь с семейным чтением. В связи с этим перед педагогикой встает проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательной системы, в особенности системы воспитания дошкольного детства. И здесь огромное значение приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающего ребенка к основам художественной литературы. По словам В. А. Сухомлинского, «чтение книг - тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».

Обращение к проблеме приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе, к фольклору, как средство развитие речи, обусловлено рядом причин: во-первых, как показал анализ практики приобщения детей к художественной литературе, в воспитании дошкольников знакомство с художественной литературой используется в недостаточном объёме, а также затронут только её поверхностный пласт; во-вторых, возникает общественная потребность в сохранении и передачи семейного чтения; в-третьих, воспитание дошкольников художественной литературой и фольклором не только несёт им радость, эмоциональный и творческий подъём, но и становится неотъемлемой частью русского литературного языка.

В работе с детьми особое значение имеет - обращение к художественной литературе, к фолклору. Дошедшие из глубины веков потешки, заклички, приговорки, прибаутки, перевертыши и т. д., наилучшим образом открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Художественная литература и фольклор развивают мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции.

Ценность чтения художественной литературы в том, что с её помощью взрослый легко устанавливает эмоциональный контакт с ребенком. Отношение к художественной литературе как к культурной ценности устного творчества является определяющей позицией моей работы.

Теоретическая база опыта.

Вопросами развития речи дошкольников занимались такие отечественные педагоги как К. Д. Ушинский, А. П. Усова, Е. И. Тихеева, Е. Н. Водовозова, О. С. Ушакова. В основу современных методик легли исследования отечественных ученых Д. Б. Эльконина, А. В. Запорожца, Н. С. Рождественского, Ю. К. Бабанского, Л. П. Федоренко и других. У истоков саморазвития, педагогики детского творчества, словотворчества стояли удивительные ученые, детские психологи и педагоги: А. В. Запорожец, Н. А. Ветлугина, Ф. А. Сохин, Е. А. Флёрина, М. М. Конина. Игры и упражнения по развитию речи дошкольников разработаны О. С. Ушаковой и Е. М. Струниной, а также научными сотрудниками, преподавателями педагогических университетов, проводившими свои исследования под руководством Ф. А. Сохина и О. С. Ушаковой (Л. Г. Шадрина, А. А. Смага, А. И. Лаврентьева, Г. И. Николайчук, Л. А. Колунова). Авторы провели экспериментальные исследования в московских дошкольных учреждениях и выявили, что дети испытывают трудности в общении со сверстниками.

Технология опыта.

Цель: развитие речи детей дошкольного возраста при ознакомлении с художественной литературой и фольклором.

Для достижения цели выделила следующие задачи:

Сформировать интерес к художественной литературе и малым формам фольклора;

Расширять и активизировать словарный запас детей.

Знакомить с основными жанровыми особенностями сказок, рассказов, стихотворений.

Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях.

Обращать внимание детей на изобразительно-выразительные средства; помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения, прививать чуткость к поэтическому слову.

Развивать творческие способности у детей.

Выстраивая систему работы по развитию речи дошкольников, определила основные направления деятельности:

создание речевой развивающей среды;

работа с детьми; работа с родителями;

работа с социумом (сельская детская библиотека, школьный этнографический музей).

Для полного использования развивающего потенциала различных форм фольклора я применяла их в режимных моментах с целью создания благоприятной речевой среды, так как это одно из условий речевого развития детей. В первую очередь, отобрав доступные детям по содержанию и языку, для этой цели я использовала пословицы и поговорки. Из множества русских пословиц и поговорок я выбрала те, которые могут сопровождать трудовую деятельность детей и, конечно же, обогащать их речь. В контексте трудовой деятельности при соответствующих условиях дети учились понимать значение пословиц, ясно формулировать свои мысли. Приведу пример такой ситуации. Дети играют, рассматривают книги, а двое мальчиков, не найдя себе занятия, сидят на ковре. Я говорю: «От скуки бери дело в руки» и даю какое-то поручение. Дети охотно приступают к делу. А после того, как работа будет закончена, хвалю и спрашиваю, почему так говориться. Таким образом, помогаю осмыслить пословицу и результат своего труда.В повседневной жизни также широко использовались и загадки. В своей работе я предлагала детям загадки в начале занятий, наблюдений, бесед. В подобных видах работы загадка вызывала интерес и давала повод для более подробного разговора об интересующем нас объекте или явлении.Также я использовала загадки как средство проверки и закрепления знаний в занимательной форме. Я их применяла во время детской деятельности. Так, чтобы сделать обычный процесс умывания для детей привлекательным, я загадывала загадки о предметах туалета, затем спрашивала: «О чем загадка? Что надо сделать, чтобы умыться?» Дети выполняли действия, указанные в загадке. Собираясь на прогулку, я загадывала детям загадки об игрушках и предметах, которые предполагается взять с собой. Дети должны были доказать, что именно об этих предметах говорится в загадке, которые они принесли. Практика показала, что для всестороннего развития детей особое значение приобретают игры - забавы с использованием фольклора. Я старалась вводить в игры хорошо известные детям потешки, чтобы дать возможность проявить речевую активность. Например, дидактическая игра «Узнай потешку» (по содержанию картинки надо вспомнить произведение), помогают закрепить навыки интонационной выразительности, умение передавать особенности действий различных персонажей.

Вместе со своими детьми мы устраивали концерты для малышей. Дети сами составляли программу, распределяли роли, проводили репетиции, готовили помещение. Такой концерт продолжался десять - пятнадцать минут. Его программа была разнообразна: чтение известных детям младшей группы потешек с использованием наглядного материала (игрушек, предметов, картинок); пересказ известной детям сказки; чтение новых для малышей потешек; игра — драматизация или кукольный театр; народные игры; загадывание загадок. Дети, ведущие концерт, предлагали зрителям - малышам выступить по желанию, хором произнести звукоподражание и т.д. Таким образом, организуя развлечения для детей, я активизировала в речи детей малые формы фольклора. Это способствует развитию образности и выразительности их речи. На занятиях по развитию речи широко применяю скороговорки («Рассказывание по скороговоркам»), потешки с целью развития фонематического слуха и формирования грамматического строя языка. Данные занятия позволяли использовать произведения фольклора различных жанров, сочетание различных видов деятельности.

Таким образом, занятия носили интегрированный характер. Как организующий момент на каждом занятии использовалась пословица: «Делу - время, потехе — час», настраивающей детей на последующую работу.

Помимо занятий фольклор присутствует и в повседневной жизни ребенка. На прогулках дети с удовольствием играют в народные игры. Народные игры и лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, развитию речи. Все свои жизненные впечатления и переживания дети отражают в условно-игровой форме, способствующей конкретному перевоплощению в образ. Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги развивают речь дошкольника.

Изучив научную и методическую литературу по данному вопросу,

составила перспективное планирование для детей 6- 7 лет.

разработала конспекты занятий по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой;

подобрала и систематизировала дидактические игры, обогащающие и активизирующие словарный запас, совершенствующие звуковую культуру речи, развивающие связную речь, память, мышление, воображение у дошкольников сделала копилку выразительных средств языка "Волшебный сундучок"

приобрела и изготовила наглядно-дидактические пособия "Рассказы по картинкам", "Портреты детских писателей", приобрела СD диски со сказками, записала CD диск с песенками - закличками, с помощью родителей оформила в группе библиотеку, в которой находятся разнообразные по жанру книги, а так же театрализованный уголок.

Обобщаю и внедряю свой опыт работы в ДОУ. В 2011 провела открытое интегрированное занятие по теме «Белая берёза», С. Есенин», в 2013 году - открытое интегрированное занятие по теме «Птицы прилетели - весну принесли», так же в 2013 году в рамках ЗОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АССАМБЛЕИ провела открытое занятие по теме «Играем со сказкой». В 2012 году выступила на педагогическом совете с докладом на тему «Детский сад и семья. Аспекты взаимодействия», в 2013 году - по теме «Влияние художественной литературы и малых форм фольклора на развитие образной речи детей дошкольного возраста». (из опыта работы). В 2013 году провела консультацию для педагогов по теме «Развиваем пальчики - развиваем речь». Очень интересным и плодотворным получился творческий проект «Книга - твой лучший друг», родители стали активными участниками данного проекта, так же в 2014 году мною был разработан и осуществлен познавательно-творческий проект «Дети в музее», который значительно обогатил знания детей о русских традициях, быте русского человека. Родители - первые воспитатели своих детей, поэтому в своей работе стараюсь вызвать интерес родителей к проблеме приобщения детей к чтению художественной литературы, сделать их активными участниками педпроцесса. С этой целью мной была проведена большая работа: родительские собрания - «Волшебный мир книги», «Книга - твой друг, без нее как без рук», «О воспитании у детей интереса к чтению»; консультации - «Положи твоё сердце у чтения», «Ребёнок и книга»; анкетирование - «Традиции семейного чтения», «Книга в жизни вашего ребёнка», «Приобщение детей к детской художественной литературе» - направленные на приобщение детей к истокам художественной литературы, пробуждению чувства любви, уважения, сопричастности к прошлому, настоящему и будущему. Так же в раздевальной комнате имеется родительский уголок, где размещены материалы по теме «Читаем сами, читаем с мамой» и др.

Результативность работы.

Вот уже на протяжении пяти лет, работая в этом направлении, я не перестаю анализировать ход своей деятельности, ведь в итоге, то чего я хочу достичь, это растить и воспитывать наших детей, в наших традициях, прививая им знания об истоках, знакомя с художественной литературой, а не с поверхностным пластом.

Главный результат проведенной работы в том, что дети любят книги, читают, рассматривают их, обмениваются своими впечатлениями, активно используют в речи выразительные средства языка, сочиняют, фантазируют и самостоятельно могут поставить мини-спектакли. График показывает положительную динамику по развитию речи детей средствами художественной литературы и фольклора.

По результатам диагностики показатель высокого и выше среднего уровня развития речи дошкольников увеличился в среднем на 15%, в период с 2011г. по 2014 учебный год. Анализ полученных данных показывает, что низкий уровень с 15,5 % в 2011 уч. году снизился до 0%. Конечно каждый год в группе есть дети у которых имеются определённые трудности с освоением области «Коммуникация». Причина: проблемы в произношении многих звуков. Необходима работа специалиста - логопеда.

Адресная направленность.

Опыт приемлем для творчески работающего воспитателя, стремящегося, чтобы каждый ребёнок был личностью.

Трудоёмкость опыта.

Развитие речи имеет свою специфику (особенность, структуру, виды, типы, формы), к сожалению, в современной литературе недостаточно исследованы и описаны уровни и динамика становления речи у детей дошкольного возраста. Недостаточное знание родителей о роли художественной литературы в развитии речи их детей, недооценивание значения чтения в речевом развитии детей.

Заключение.

Длительность работы над опытом работы по теме «Развитие речевой активности детей посредством художественной литературы и фольклора» составила пять лет. Диапазон опыта включает в себя систему занятий с детьми подготовительной группы с оптимальным увеличением сложности занятий, пропорционально уровню речевого развития детей.

В процессе работы были достигнуты следующие результаты:

у детей повысился интерес к устному народному творчеству, к произведениям художественной литературы, они используют в своей речи пословицы, поговорки, в сюжетно-ролевых играх - потешки, самостоятельно организовывают народные игры - забавы с помощью считалок.

у родителей также замечен повышенный интерес к произведениям художественной литературы, использованию малых форм фольклора в речевом развитии детей дома. С удовольствием разучивают с детьми и подбирают пословицы и поговорки, объясняют детям их смысл, консультируются по вопросам чтения детям.

Анализ результатов моей работы наглядно свидетельствует об эффективности разработанного мной комплекса методов и приемов. Дети улучшили свои результаты. Процент детей с низким уровнем развития уменьшился на сорок процентов. Соответственно количество детей со средним и высоким уровнем развития увеличилось на сорок процентов.

Исходя из анализа опыта работы, я пришла к выводу, что уровень речевого развития детей дошкольного возраста повышается, при организации специального обучения родной речи с использованием малых форм фольклора не только на специальных занятиях по развитию речи, но и в других режимных моментах.

В связи с поставленной целью мной проанализированы особенности развития речи дошкольников и влияние различных форм фольклора на развитие речи детей дошкольного возраста. С помощью различных форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.

Я убеждена, что, если организована систематическая работа с дошкольниками, различные формы фольклора доступны их пониманию и осознанию. Таким образом, использование различных форм фольклора в речевом развитии детей вполне себя оправдала.

Таковы результаты моей работы за период с 2009 по 2014 уч. год.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №87 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ СОСТАВИЛА ВОСПИТАТЕЛЬ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ КОКАЕВА Е.С.

2 слайд

Описание слайда:

РЕЧЬ ЧЕЛОВЕКА - ЭТО ПОКАЗАТЕЛЬ ЕГО РАЗВИТИЯ. ЧТОБЫ СТАТЬ ВЫСОКООБРАЗОВАННЫМ, ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН ОВЛАДЕТЬ ВСЕМИ БОГАТСТВАМИ РОДНОГО ЯЗЫКА. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЯВЛЯЕТСЯ ОДНИМ ИЗ ВАЖНЕЙШИХ РАЗДЕЛОВ ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И НАПРАВЛЕНО НА УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА. ЧЕМ ЛУЧШЕ БУДЕТ ОРГАНИЗОВАНА ПОЗНАВАТЕЛЬНО – РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ, ТЕМ ВЫШЕ ГАРАНТИИ УСПЕШНОСТИ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ. “РЕЧЬ – УДИВИТЕЛЬНОЕ СИЛЬНОЕ СРЕДСТВО, НО НУЖНО ИМЕТЬ МНОГО УМА, ЧТОБЫ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ИМ” Г. ГЕГЕЛЬ

3 слайд

Описание слайда:

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека. Именно речь отличает человека от других представителей животного мира. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность. Судить о начале развития личности ребёнка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребёнка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов. Проблема развития речи является одной из актуальных.

4 слайд

Описание слайда:

ЦЕЛЬ: СПОСОБСТВОВАТЬ АКТИВИЗАЦИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ В РАЗНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ЗАДАЧИ: СОЗДАТЬ В ГРУППЕ РАЗВИВАЮЩУЮ РЕЧЕВУЮ СРЕДУ; РАЗВИВАТЬ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНУЮ И СВЯЗНУЮ СТОРОНУ РЕЧИ; АКТИВИЗИРОВАТЬ СЛОВАРЬ ДЕТЕЙ; ФОРМИРОВАТЬ ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ; РАЗВИВАТЬ МЕЛКУЮ МОТОРИКУ РУКИ

5 слайд

Описание слайда:

6 слайд

Описание слайда:

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ЧЕРЕЗ ОБУЧЕНИЕ СОСТАВЛЕНИЮ РАССКАЗОВ ПО КАРТИНЕ И СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИНОК. ЦЕЛЬ: Формирование умений и навыков по составлению рассказов по картине и сюжетным картинкам; Обогащение словаря и формирование грамматического строя речи детей в процессе работы с картиной и сюжетными картинками. Серии картин и сюжетных картинок: Зима Зимние забавы Мамы и детки Дикие животные Домашние животные Животные на ферме Расскажите детям о хлебе Автомобильный транспорт Птицы Космос Спортивный инвентарь Герои сказок Фрукты Наглядно – дидактическое пособие по художественному творчеству

7 слайд

Описание слайда:

8 слайд

Описание слайда:

9 слайд

Описание слайда:

РАЗВИТИЕ РЕЧИ И МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ МНЕМОТЕХНИКИ “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”. К. Д. Ушинский МНЕМОТЕХНИКА – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

10 слайд

Описание слайда:

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ МНЕМОТЕХНИКИ: 1. Развитие всех видов памяти: - зрительной; - слуховой; - ассоциативной; - словесно-логической; - обработка различных приемов запоминания. 2. Развитие логического мышления (умения анализировать, систематизировать). 3. Развитие образного мышления. 4. Решение различных общеобразовательных, дидактических задач, ознакомление с различной информацией. 5. Развитие смекалки, тренировка внимания. 6. Развитие умения устанавливать причинно – следственные связи в событиях, рассказах. МНЕМОТАБЛИЦЫ – схемы служат дидактическим материалом при работе по развитию связной речи детей, для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов.

11 слайд

Описание слайда:

НА ДВОРЕ ЗВЕНИТ КАПЕЛЬ, ПО ПОЛЯМ БЕЖИТ РУЧЕЙ, НА ДОРОГАХ ЛУЖИ. СКОРО ВЫЙДУТ МУРАВЬИ ПОСЛЕ ЗИМНЕЙ СТУЖИ. ПРОБИРАЕТСЯ МЕДВЕДЬ СКВОЗЬ ЛЕСНОЙ ВАЛЕЖНИК. СТАЛИ ПТИЦЫ ПЕСНИ ПЕТЬ, И ЗАЦВЁЛ ПОДСНЕЖНИК.

12 слайд

Описание слайда:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Применение компьютерной техники по­зволяет сделать каждое занятие нетрадиционным, ярким, насыщенным, приводит к необходимости использовать различные способы подачи учебного материала, предусмотреть разнообразные приемы и методы в обучении.

13 слайд

Описание слайда:

ПРЕДМЕТНО РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА В ГРУППЕ «В ПУСТЫХ СТЕНАХ РЕБЁНОК НЕ ЗАГОВОРИТ»… Е. И. ТИХЕЕВА Создание условий для полноценного развития речи детей предусматривает: создание развивающей предметно-пространственной среды.

14 слайд

Описание слайда:

Развитие речи протекает более успешно в благоприятной речевой среде. РЕЧЕВАЯ СРЕДА - это семья, детский сад, взрослые и ровесники, с которыми постоянно общается ребенок. Предметно-развивающая среда имеет большое значение для развития маленьких, еще не читающих детей, особенно в их самостоятельной деятельности. ПРЕДМЕТНО - РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА-это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического облика. Обогащенная среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка. Оснащение воспитательно-образовательного процесса формируется в прямой зависимости от содержания воспитания, возраста, опыта и уровня развития детей и их деятельности. Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие, способствует раннему проявлению разносторонних способностей.

15 слайд

Описание слайда:

16 слайд

Описание слайда:

17 слайд

Описание слайда:

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребёнка.

18 слайд

Описание слайда:

РАЗВИТИЕ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА РАЗВИВАЕТ РЕЧЬ ДЕТЕЙ: ПОПОЛНЯЕТ И АКТИВИЗИРУЕТ СЛОВАРЬ, ФОРМИРУЕТ ПРАВИЛЬНОЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ, РАЗВИВАЕТ СВЯЗНУЮ РЕЧЬ, УМЕНИЕ ПРАВИЛЬНО ВЫРАЖАТЬ СВОИ МЫСЛИ. В ГРУППЕ ИМЕЮТСЯ ТАКИЕ ИГР КАК: СЛОВА НАОБОРОТ ЧТО СЛУЧИТСЯ СКАЖИ ПРАВИЛЬНО РАССКАЗЫ ПО РИСУНКАМ КАКАЯ, КАКОЕ, КАКИЕ? ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЛОТО ПРОФЕССИИ КТО В ДОМИКЕ ЖИВЕТ? СОБЕРИ ПОТЕШКУ СОБЕРИ ПОСЛОВИЦУ ИГРАЕМ В ЛОТО МОИ ПЕРВЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ БОЛЬШОЙ – МАЛЕНЬКИЙ КТО ЧТО ДЕЛАЕТ КОРОТКИЕ СЛОВА ВРЕМЕНА ГОДА СЕРИЯ ИГР ПО ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ТВОРЧЕСТВУ СЕРИЯ ИГР ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

19 слайд

Описание слайда:

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА ОКАЗЫВАЕТ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ. В ХОДЕ ИГРЫ РЕБЕНОК ВСЛУХ РАЗГОВАРИВАЕТ С ИГРУШКОЙ, ГОВОРИТ И ЗА СЕБЯ, И ЗА НЕЕ, ПОДРАЖАЕТ ГУДЕНИЮ САМОЛЕТА, ГОЛОСАМ ЗВЕРЕЙ И Т. Д. РАЗВИВАЕТСЯ ДИАЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ. В ГРУППЕ ИМЕЮТСЯ ТАКИЕ ИГР КАК: СЕМЬЯ ШКОЛА КАФЕ ЦИРК МАГАЗИН ШОФЕРЫ МОРЯКИ ПОГРАНИЧНИКИ ПАРИКМАХЕРСКАЯ СТРОИТЕЛИ БИБЛИОТЕКА ТЕАТР ПОЧТА АТЕЛЬЕ

20 слайд

Описание слайда:

Через игру можно побуждать детей к общению друг с другом. Сюжетно-ролевая игра способствует: - закреплению навыков пользования инициативной речью, - совершенствованию разговорной речи, - обогащению словаря, -формированию грамматического строя языка и т. д.

21 слайд

Описание слайда:

ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕЛАЕТ ЖИЗНЬ ДЕТЕЙ ИНТЕРЕСНОЙ И СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ, НАПОЛНЕННОЙ ЯРКИМИ ВПЕЧАТЛЕНИЯМИ, РАДОСТЬЮ ТВОРЧЕСТВА, ЗНАКОМИТ ДЕТЕЙ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ ВО ВСЕМ ЕГО МНОГООБРАЗИИ ЧЕРЕЗ ОБРАЗЫ, КРАСКИ, ЗВУКИ, А УМЕЛО ПОСТАВЛЕННЫЕ ВОПРОСЫ, ПОБУЖДАЮТ ИХ ДУМАТЬ, АНАЛИЗИРОВАТЬ, ДЕЛАТЬ ВЫВОДЫ И ОБОБЩЕНИЯ, РАЗВИВАЕТСЯ РЕЧЬ ДЕТЕЙ, ПОЯВЛЯЕТСЯ ВОЗМОЖНОСТЬ К САМОРЕАЛИЗАЦИИ. РЕЧЬ ДЕТЕЙ СТАНОВИТСЯ ОБРАЗНОЙ, ВЫРАЗИТЕЛЬНОЙ. В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НАД ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬЮ РЕПЛИК ПЕРСОНАЖЕЙ, СОБСТВЕННЫХ ВЫСКАЗЫВАНИЙ НЕЗАМЕТНО АКТИВИЗИРУЕТСЯ СЛОВАРЬ РЕБЕНКА, СОВЕРШЕНСТВУЕТСЯ ЗВУКОВАЯ КУЛЬТУРА РЕЧИ, ЕЕ ИНТОНАЦИОННЫЙ СТРОЙ. ИСПОЛНЯЕМАЯ РОЛЬ, ОСОБЕННО ВСТУПЛЕНИЕ В ДИАЛОГ С ДРУГИМ ПЕРСОНАЖЕМ СТАВИТ РЕБЕНКА ПЕРЕД НЕОБХОДИМОСТЬЮ ЯСНО, ЧЕТКО И ПОНЯТНО ИЗЪЯСНЯТЬСЯ. У ДЕТЕЙ УЛУЧШАЕТСЯ ДИАЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ, ЕЕ ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ. МИМИКА И ЖЕСТЫ СТАНОВЯТСЯ АРТИСТИЧНЫМИ, У ДЕТЕЙ ПОЯВЛЯЕТСЯ УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ, СПОСОБНОСТЬ УДЕРЖИВАТЬ ВНИМАНИЕ В СООТВЕТСТВИИ С СЮЖЕТОМ СПЕКТАКЛЯ; РАЗВИВАЕТСЯ ЛОГИЧНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ. К ПЯТИ ГОДАМ ДЕТИ ЛЕГКО ОБЫГРЫВАЮТ РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ, РАССКАЗЫ ПИСАТЕЛЕЙ, СТИХИ, ПРОБУЮТ СКЛАДЫВАТЬ СТИХИ. В ГРУППЕ ИМЕЮТСЯ ТАКИЕ ВИДЫ ТЕАТРА КАК: КУКЛЫ БИ-БА-БО ПАЛЬЧИКОВЫЙ ТЕАТР ПЛОСКОСТНОЙ ТЕАТР КУКЛЫ – РУКАВИЧКИ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ ТАКЖЕ ДЕТСКИЕ КОСТЮМЫ ПЕРСОНАЖЕЙ СКАЗОК.

22 слайд

Описание слайда:

23 слайд

Описание слайда:

«УМ РЕБЕНКА НАХОДИТСЯ НА КОНЧИКАХ ЕГО ПАЛЬЦЕВ». В.А. СУХОМЛИНСКИЙ Одним из показателей хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторикой. Кисть руки имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит. Главная цель пальчиковых игр - переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь.

24 слайд

Описание слайда:

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА: -Способствует овладению навыками мелкой моторики; -Помогает развивать речь ребенка; -Повышает работоспособность коры головного мозга; -Развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение; -Снимает тревожность.

25 слайд

Описание слайда:

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВАМ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК МЕЛКАЯ МОТОРИКА - ЭТО СОВОКУПНОСТЬ СКООРДИНИРОВАННЫХ ДЕЙСТВИЙ МЫШЕЧНОЙ, КОСТНОЙ И НЕРВНОЙ СИСТЕМ ЧЕЛОВЕКА, ЗАЧАСТУЮ В СОЧЕТАНИИ СО ЗРИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМОЙ В ВЫПОЛНЕНИИ МЕЛКИХ, ТОЧНЫХ ДВИЖЕНИЙ КИСТЯМИ И ПАЛЬЦАМИ РУК И НОГ. ЧАСТО ДЛЯ ПОНЯТИЯ «МЕЛКАЯ МОТОРИКА» ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ТАКОЙ ТЕРМИН КАК «ЛОВКОСТЬ». УЧЁНЫЕ ПРИШЛИ К ВЫВОДУ, ЧТО ПРИБЛИЗИТЕЛЬНО ТРЕТЬ ВСЕЙ ПОВЕРХНОСТИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ПРОЕКЦИИ ГОЛОВНОГО МОЗГА ЗАНИМАЕТ ИМЕННО ПРОЕКЦИЯ КИСТИ РУК, КОТОРАЯ РАСПОЛАГАЕТСЯ РЯДОМ С РЕЧЕВОЙ ЗОНОЙ. ИЗ ЭТОГО СЛЕДУЕТ СЛЕДУЮЩИЙ ВЫВОД: РАЗВИТИЕ РЕЧИ РЕБЁНКА И РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДВА ВЗАИМОСВЯЗАННЫХ НЕРАЗРЫВНЫХ ПРОЦЕССА. СУЩЕСТВУЕТ НЕСКОЛЬКО ЭФФЕКТИВНЫХ СПОСОБОВ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ: ИГРЫ С МЕЛКИМИ ПРЕДМЕТАМИ (МОЗАИКА, ПАЗЛЫ, БУСЫ, КОНСТРУКТОРЫ И Т.Д.); ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ; ЛЕПКА; МАССАЖ ПАЛЬЦЕВ И КИСТЕЙ; ПИРАМИДКИ; ИГРУШКИ – ШНУРОВКИ; КУБИКИ СУХОЙ БАССЕЙН.

26 слайд

Описание слайда:

«ИСТОЧНИКИ СПОСОБНОСТЕЙ И ДАРОВАНИЯ ДЕТЕЙ – НА КОНЧИКАХ ИХ ПАЛЬЦЕВ. ОТ ПАЛЬЦЕВ, ОБРАЗНО ГОВОРЯ, ИДУТ ТОНЧАЙШИЕ РУЧЕЙКИ, КОТОРЫЕ ПИТАЮТ ИСТОЧНИК ТВОРЧЕСКОЙ МЫСЛИ» В. А. СУХОМЛИНСКИЙ

27 слайд

Дилором Раупова
Из опыта работы «Система работы воспитателя по речевому развитию дошкольников» (продолжение)

В современных условиях требования к педагогу очень высоки, ведь воспитатель является главным действующим лицом в развитии личности ребенка .

Моя работа с детьми строится по модели организации образовательного процесса : совместная деятельность взрослого и детей подразделяется на непосредственно организованную деятельность и образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов. При работе над интонационной выразительностью речи я использую с детьми проговаривание : шёпотом, тихо, громко. Для формирования звуковой культуры речи я применяю : артикуляционную гимнастику, чистоговорки, хорошие упражнения для уточнения произношения согласных звуков, дифференциации.

Важно при этом добиваться чёткой артикуляции. У каждого ребёнка зеркало, чтобы дети могли пронаблюдать за положением артикуляционного аппарата (положение губ, зубов, языка) . Артикуляционную гимнастику я провожу каждый день перед завтраком в течение 3-5 мин. (2-3 упр.) Провожу эмоционально, в игровой форме, сидя или стоя. План проведения : рассказ об упражнении; показ; выполнение детьми перед зеркалом; проверка правильности упражнений, исправление ошибок; выполнение без зеркала. Упражнения необходимо проводить ежедневно, чтобы двигательные навыки закреплялись, постепенно усложняя упражнения. Развитие речи связано с развитием мелкой моторики пальцев рук.

Поэтому я очень часто в своей практике использую пальчиковые гимнастики, упражнения на координацию речи с движениями, физминутки. Часто использую скороговорки звуков (например, свистящих и шипящих, твёрдых и мягких) речевого дыхания : пускать мыльные пузыри, надувать воздушные шарики, дуть в дудочку,и т. д.

работы опыте (стол, стул, шкаф - мебель.)

В процессе совершенствования грамматического строя речи я тактично подсказываю образец, как принято произносить то или иное слово, но иногда в целях создания благоприятных условий коммуникации, как игровой момент. Помогаю детям правильно согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи, образовывать форму мн. числа существительных, обозначающих детёнышей животных, правильно произносить несклоняемые существительные .

образом : учу активно участвовать в беседе, отвечать на вопросы и задавать их; учу детей описывать предмет (по образцу) ; упражняю в составлении рассказов по картине; работа с «Мнемотаблицами» ; упражняю детей в умении драматизировать небольшие сказки или наиболее выразительные отрывки из сказок; пересказ коротких сказок, составление рассказов из собственного опыта .

задания :

1 .Какая буква «заблудилась?» (Исправь ошибку) На волне - сметана,творог,молоко,

И рад бы поесть.

Да достать нелегко.

5. Маленький - большой. Слон : слоник, слонище. Дом : домик, домище.

6. Игра в рифму.

Кисть Речевой образец (для воспроизведения детьми ) .

9. Объяснение происхождения (этимология слова) .

10. Ответы на вопросы (ваза, бутылка, стол и т. д.)

С введением федеральных государственных требований использую нестандартные формы работы – интегрированные занятия, сочетающих в себе разные виды образовательных областей (коммуникация + художественное творчество, что позволяет гибко реализовать в режиме дня учебную нагрузку.

Интеграция с другими областями.

«Интеграция содержания дошкольного образования » - состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования , обеспечивающее целостность образовательного процесса.

Т. е. интеграция - это взаимосвязь, взаимодействие. Образовательная область «Коммуникация» взаимодействует со всеми остальными образовательными областями. Ни одна образовательная область не может существовать без словесного взаимодействия педагога и воспитанников . В любой области педагогического процесса, чтобы чему-нибудь научиться и что-то узнать, необходимо общаться детям и педагогу, как невербальными средствами, так и вербальными. Например, физическая культура. Рассмотрим подвижные игры. Подвижная игра - это игра с правилами. Педагог рассказывает, во что будем играть, как, какие правила в игре, т. е. общается с детьми. В подготовительной группе дошкольники сами перед началом игры рассказывают о правилах игры. Только потом проводится игра. После игры опять общение - обсуждают результаты игры; подводят итоги; считают, например, кто выбыл из игры.

Содержание образовательной области «Здоровье» направленно на сохранение и укрепление физического здоровья детей, воспитание культурно-гигиенических навыков детей. Педагог ежедневно в ходе режимных моментов, в игровых ситуациях прививает гигиеническую культуру (используем потешки, прибаутки - разучиваем во время гигиенических процедур); беседы о здоровом образе жизни. Беседы об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них (образовательная область «Безопасность» ) - общение по теме «Правила дорожного движения» , решение проблемных ситуаций, экскурсии - всё это происходит в процессе взаимодействия педагога и воспитанников , т. е. происходит коммуникация в процессе какой- либо деятельности.

воспринимать музыку , развивать музыкальные способности дошкольников , проведение музыкальных вечеров для детей и родителей - всё это позволяет педагогу и дошкольникам общаться , петь, развивать музыкальный слух и т. д.

Чтобы сформировать положительное отношение к труду педагогу необходимо дать : первичные представления о труде взрослых (беседа, рассматривание альбомов, целевые экскурсии : в магазин, на улицу города и т. д.). Это процесс происходит при свободном общении взрослых и детей. Интегрированные занятия по развитию речи включают :

-речевые игры и упражнения ;

развитию речи ;

Артикуляционная гимнастика;

Общение («Круг добра» );

Коммуникативные игры;

Викторины;

Пальчиковые гимнастики;

Пересказы,драматизации;

Слушание рассказов и сказок с обсуждением;

Дидактические игры.

Самостоятельная деятельность детей :

Рассматривание картинок, альбомов; - развивающие игры (настольно – печатные, на развитие мелкой моторики рук )

Сюжетно-ролевые игры Содержание образовательной области «Социализация» направлено на формирование первичных представлений о себе, своих чувствах, эмоциях, окружающем мире людей, природы, а также формирование первичных ценностных представлений.

Образовательная область «Познание» развивает познавательно-исследовательскую и продуктивную деятельность , формирует элементарные математические представления, расширяет кругозор детей, формирует целостную картину мира. Образовательная область «Социализация» и «Познание» интегрируют с областью «Коммуникация» .

Педагог и воспитанники общаются друг с другом; развивается активная речь детей в различных видах деятельности, дошкольники учатся культуре общения, развивается и активизируется свободное общение между взрослыми и детьми : рассказ, обсуждение после рассказа; беседа; викторина; рассматривание альбомов с обсуждением; игровые ситуации; общение; дидактические игры; речевые игры и упражнения ; артикуляционная гимнастика; общение («Круг добра» ); коммуникативные игры; викторины; пальчиковые гимнастики; пересказы, драматизации; слушание рассказов и сказок с обсуждением; дидактические игры; рассматривание картинок, альбомов; развивающие игры (настольно – печатные, на развитие мелкой моторики рук ) ; сюжетно-ролевые игры сюжетно-ролевые игры; различные ярмарки и праздники и т. д.

По задачам и содержанию психолого-педагогической деятельности образовательная область «Художественная литература» интегрирует с образовательной областью «Коммуникация» : развивается свободное общение взрослого и детей по поводу прочитанной книги, сказки; происходит практическое овладение нормами русской речи. Педагог с детьми учит стихи, скороговорки, - происходит развитие речи , интонационной выразительности. Педагог читает художественное произведение, ребята учатся внимательно слушать. Задаются вопросы по произведению, ребята отвечают, пытаются пересказать, возможно, инсценируют какие-то кусочки прочитанных сказок, начинают придумывать свои истории. Разве это не коммуникация педагога с детьми?

Образовательная область «Художественное творчество» . Свободное общение взрослого и детей по поводу работ , как сделать, какие использовать приёмы. После выполнения творческой работы - организуются выставки. Ребята обсуждают с педагогом, что получилось, что нет. Выбирают наиболее удавшиеся работы . Можно использовать рисование с комментированием (ребёнок рисует и комментирует, что он делает или когда нарисовал - может рассказать, что он хотел передать в своей работе и что ему удалось ). Разве это не интеграция с образовательной областью «Коммуникация» ?

Таким образом, содержание психолого-педагогической работы по освоению

детьми образовательных областей решается интегрировано.

«Игровые педагогические технологии» включает группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Реализация игровых приёмов и ситуаций на занятии происходит :

Когда дидактическая цель ставится перед воспитанниками в форме игровой задачи;

Деятельность подчиняется правилам игры, материал используется в качестве её средства, вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую, успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Ввела в образовательный

процесс такие виды нетрадиционных форм занятий :

Занятие – путешествие;

Занятие – фантазии;

Занятие - консультация.

Кроме того, мною были созданы и другие условия :

Пособия для занятий;

- разработаны интегрированные занятия, сценарии праздников;

Педагогика сотрудничества

В настоящее в педагогике сотрудничества выделяются четыре направления :

Гуманно – личностный подход к ребёнку.

Дидактический активизирующий и развивающий комплекс .

Концепция воспитания .

Организованные в группе игровые уголки и центры для проведения совместной деятельности сыграли свою роль в развитии культуры общения , закрепления полученных знаний и игровой деятельности по интересам детей, соответствующей концепции построения развивающей среды в ДОУ , в которую вошли :

Уголок творчества;

Уголок природы и экспериментирования;

Уголок родного края;

Центр сюжетных игр;

Физкультурный уголок;

Уголок художественного творчества.

Разработала подход организационной речевой деятельности .

Составила :

Комплексы пальчиковых игр, упражнений; артикуляционных упражнений;

Картотеку потешек, пословиц, загадок, физминуток.

Подобрала :

Наборы картинок (предметные, сюжетные, картины;

Логоритмические упражнения;

Дидактические и настольно – печатные игры;

Атрибуты для театрализованной деятельности;

Детскую художественную литературу; энциклопедии.

Ввела :

Комплексы пальчиковых игр и упражнений;

В образовательный процесс комплекс игровых артикуляционных упражнений и комплекс дыхательных упражнений;

Логоритмические занятия;

Театрализованные развлечения .

Звуковые зарядки, чистоговорки.

- развивающие игры .

Подготовила :

Диагностический и стимульный материал для обследования речевого развития детей .

Проводила :

Индивидуальную коррекционную работу .

С этой целью разработала и ввела модель речевого режима .

Как один из важнейших источников развития выразительности речи использую малые фольклорные жанры : пословицы, загадки, поговорки, потешки, устное народное творчество – русские народные сказки, народные песни. Часто использую повторение чистоговорок, скроговорок - хорошие упражнения для уточнения произносительных согласных звуков (свистящих, шипящих, твёрдых, мягких) . Использую дыхательную гимнастику, способствующую формированию правильного речевого дыхания : пускать мыльные пузыри, надувать воздушные шарики, дуть в дудочку и т. д.

По формированию словаря могу предложить следующие формы работы : пополнять словарь детей словами, характеризующими взаимоотношения людей; существительными, обозначающими профессии; как можно больше прилагательных, обозначающих признак предмета не имевших места в их собственном опыте ; учить определять и называть местоположения предмета (слева, справа и т. д., время суток, слова синонимы (весёлый - радостный, слова антонимы (белый - чёрный, слова с обобщающим значением (стол, стул, шкаф - мебель.)

В процессе совершенствования грамматического строя речи я тактично подсказываю образец, как принято произносить то или иное слово, но иногда в целях создания благоприятных условий коммуникации, как игровой момент, релаксации поощряю словотворчество. Помогаю детям правильно согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи, образовывать форму мн. числа существительных, обозначающих детёнышей животных, правильно произносить несклоняемые существительные (пальто, пианино, кофе, какао) .

Связную речь формирую следующим образом :

учу активно участвовать в беседе,

отвечать на вопросы и задавать их;

учу детей описывать предмет (по образцу) ;

упражняю в составлении рассказов по картине;

работа с «Мнемотаблицами» ;

детей в умении драматизировать небольшие сказки или наиболее выразительные отрывки из сказок;

пересказ коротких сказок, составление рассказов из собственного опыта .

Для активизации и обогащения словаря я использую дидактические задания :

1. Какая буква «заблудилась?» (Исправь ошибку) .На столе сметана, молоко,

И рад бы поесть. Да достать нелегко.

2. У слона - слонята, а у совы.? Назвать детёнышей животных. 3. Доскажи словечко. Жи-жи-жи, в лесу живут. ужи.

4. Когда мы так говорим? Медведь на ухо наступил.

5. Маленький - большой. Слон : слоник, слонище. Дом : домик, домище.

6. Игра в рифму.

Делиться со всеми - привычка моя!

Вам яду не надо? - спросила. змея. 7. Многозначность слова.

Кисть : человека, рябины, у штор, для рисования. 8. Речевой образец (для воспроизведения детьми ) .

9. Объяснение происхождения (этимология слова) .

10. Ответы на вопросы : что может быть сделано из стекла? (ваза, бутылка, стол) . Читая или рассказывая детям художественную литературу, обращаю внимание на красоту, яркость литературного родного языка. Участие детей в развлечениях и праздниках благотворно повлияли на проявление практических умений речи, обогащают эмоции. Очень ценным и действенным методом в своей работе я использовала театрализованную деятельность, как один из любимых видов занятий детей. Периодически упражняя в умении драматизировать небольшие сказки или наиболее выразительные отрывки из сказок, способствовало ненавязчивому обучению выразительности и обогащению речи, мотивировало детей к активизации словотворчества (т. е. использование синонимов, более выразительных оборотов речи, интонации и мимики).

В театрализованный уголок, был пополнен :

Атрибуты для театрализованной деятельности (маски, головные уборы, костюмы) ;

Игрушки (объёмные, мягкие) ;

Пальчиковый и кукольный театр.

Большое значение для развития активного словаря имеют различные наблюдения, прогулки, беседы, подвижные игры, т. к. работа над словарём тесно связана с познавательным развитием детей .

Педагог и воспитанники общаются друг с другом развивается друг с другом , развивается активная речь детей в различной деятельности, дети учатся культуре общения и развивается и активизируется свободное общение между взрослыми и детьми.

Так решение задач по развитию речи во время режимных моментов немаловажно. Воспитатель с детьми находится в самой разной обстановке, в это время активизируется речь, закрепляются новые слова, исправляем тактично речевые ошибки , развивается мелкая моторика пальцев рук.

Практика работы показывает , в качестве эффективного коррекционного средства можно использовать метод наглядного моделирования, как определённый метод познания и программа анализа новых явлений. Он позволяет ребёнку зрительно представить абстрактные понятия (слово, текст, научиться работать с ними . В данном случае моделирование может быть использовано в работе над всеми видами связного высказывания (пересказ, составления описательного и творческого рассказа, по картине и серии картинок).

В настоящее время стало возможным достаточно широко применять информационные технологии. В работе по познавательно - речевому развитию детей внедряю просмотр и игры в форме презентаций, такие как «Говорящая Азбука» , «Умники и Умницы» , «Добро пожаловать в наш город» , «Хлеб – всему голова» , «Африка (животные жарких стран) » и др., тем самым пополняю видеотеку.

Актуальным на сегодняшний день, является метод проекта. Внедрение данной технологии, способствует привлечению к активной творческой деятельности в образовательном процессе (педагог-ребенок-родители) . Мною были разработаны проекты из цикла «С чего начинается Родина» : «Моя малая Родина; «Дорожная азбука для детей и взрослых» ; «Знакомство с творчеством А. С. Пушкина» ; «Хлеб – всему голова» ; «Азбука солнечного настроения» .

Во время бесед мотивировала родителей детей посещать творческие кружки при ДК «Металлург» , Дворца Спорта «Молодость» в целях развития творческих способностей детей.

Важной областью работы явилось установление партнёрских отношений с родителями :

1. Создала систему работы с родителями , обеспечивающую преемственность детского сада и семьи в соответствии с ежегодными задачами ДОУ.

2. Своевременно оформлялся стенд «Информация для родителей» на острые темы : «Особенности и показатели речевого развития дошкольников », «Как воспитать тактичного собеседника» , групповое родительское собрание на тему : «Взаимодействие ДОУ и семьи в речевом развитии детей » , консультации, беседы. Проводились познавательные мастер классы с целью как проводить дома специальные речевые упражнения .

3. Участие родителей в праздниках «Праздник урожая» , «Новогодняя сказка» , конкурсная программа «Мамочка и я» , акция «Берегите птиц» , составления сборника «Семейные рецепты» , выставка поделок «Своими руками» и другие мероприятия группы.

3 – этап Контрольный

Цель : изучить результаты экспериментальной работы в целом , выявить эффективность и влияние проведённой работы на уровень речевого развития детей .

По результатам вышеизложенной работы , анализа наблюдений, тестовых заданий, игровых упражнений, дидактических игр, выявлено :

1. Дети умеют произносить все звуки родного языка :

70% - чистое произношение

20% - сонорные звуки

10% - шипящие звуки + сонорные

2. Умеют использовать речи синонимы, антонимы и обобщающие слова, умеют образовывать существительные и прилагательные с суффиксами :

60% - высокий уровень

40% - средний уровень

3. Умеют самостоятельно пересказывать литературные произведения, составлять рассказы по серии картинок, используют сложносочинённые и сложноподчинённые предложения :

75% - высокий уровень

25% - средний уровень

4. Умеют определять место звука в слове, придумывать слова с заданным звуком, составлять предложения из 5-6 слов, делить слова на слоги :

80% - высокий уровень

20% - средний уровень

Итоговые результаты Образовательной области «Коммуникация» исследования детей на конец Эффективность проведённой работы также сказалось и на освоение детьми программного материала по образовательным областям детей 6-7 лет.

Анализ общего и речевого развития детей 4 - 5 лет (19 детей, на конец 2009-2010 учебного года показал :

Положительную динамику мониторинга, уровня речевого развития детей , получила благодаря :

системной , целенаправленной работы с применением инновационных технологий;

организации развивающей предметно – пространственной среды;

созданию речевых ситуаций , способствующих развитию коммуникативных качеств.

Приобщение к музыкальному искусству, умение слушать, эмоционально воспринимать музыку , развивать музыкальные способности дошкольников , проведение музыкальных вечеров для детей и родителей – всё это позволяет педагогу и дошкольникам общаться , петь, развивать музыкальный слух и т. д.

Таким образом, результат характеризуется как положительный. Это подтверждается следующими наблюдениями : в общении с взрослыми и сверстниками ребята стали проявлять умение слушать и понимать обращенную речь, поддержать диалог, отвечать на вопросы и самостоятельно задавать их. Научились составлять простейшие, но интересные по содержанию рассказы, грамматически и фонематически правильно строить фразы, композиционно оформлять их содержание.

Так, на развитие коммуникативных способностей детей повлияли занятия в форме игровых ситуаций, интегративных, сюжетно – ролевые игры :

На произносительную сторону – гимнастика (артикуляционная, дыхательная, пальчиковая) ;

На словарь детей – развивающие познавательные игры , а также работа над лексическим знанием слов;

На связную речь – творческое рассказывание, беседы, рассказы воспитателя ;

На грамматический строй речи – дидактические игры.

В целом на познавательно – речевое развитие детей благотворно влияет содержательная развивающая среда , стимулирующая к активной, самостоятельной познавательной деятельности детей.

Учитывая накопленный опыт работы с детьми дошкольного возраста , я переложила данный опыт на детей второй младшей группы,

Педагогическая диагностика речевого развития детей на начало 2012-2013 год (19 детей)

Образовательная область Уровень достижения речевого развития детей

высокий средний низкий

Коммуникация 0% 53% 47%

1) Результаты анкетных данных родителей на удовлетворенность работой детского сада – 88% ;

Постоянно повышаю свой профессиональный уровень через :

Активное участие в методических объединениях как на городском уровне, так и представлением своего опыта работы на базе ДОУ на темы : «Речевые физминутки – интеграция речевого и физического развития », «Современные художественные техники в работе с детьми » .

Представляла опыт работы на «Педагогические чтения - 2009» по теме : «Творческо – инновационная деятельность как ресурс модернизации системы образования »(11.01.2009г.) Публикация статьи на тему : «Система работы по развитию речи детей раннего возраста» (из опыта работы ) .

Прошла курсы повышения квалификации ГБО УСПО СО «Нижнетагильского колледжа № 1» на тему : «Современные психолого – педагогические подходы к организации образовательного процесса в ДОУ в реализации ФГТ»(72ч) .