Типы текстового представления результатов научного исследования. Форма представления результатов нир

Завершением любой исследовательской работы является представление результатов в той форме, которая принята научным сообществом. Следует различать две основные формы представления результатов: квалификационную и научно-исследовательскую.

Квалификационная работа – курсовая, дипломная работа, диссертация и т. д. – служит для того, чтобы студент, аспирант или соискатель, представив свое научное исследование, получил документ, удостоверяющий уровень компетентности. Требования к таким работам, способу их оформления и представления результатов изложены в соответствующих инструкциях и положениях, принятых учеными советами.

Результаты научно-исследовательской работы – это результаты, полученные в ходе исследовательской деятельности ученого. Представление научных результатов обычно происходит в трех формах: 1) устные изложения; 2) публикации; 3) электронные версии. В любой их этих форм присутствует описание. В. А. Ганзен под описанием понимает любую форму представления информации о полученных в исследовании результатах.

Различают следующие варианты представления информации: вербальная форма (текст, речь), символическая (знаки, формулы), графическая (схемы, графики), предметнообразная (макеты, вещественные модели, фильмы и др.).

Вербальная форма – наиболее распространенный вариант представления описаний. Любое научное сообщение – это прежде всего текст, организованный по определенным правилам. Различают два вида текстов: на естественном языке («природном», обыденном) и на научном языке. Обычно представление результатов научного исследования является текстом «смешанного» вида, где в естественную речевую структуру включены фрагменты, сформулированные на строго научном языке. Эти языки нельзя строго разграничить: научные термины входят в повседневное обращение, а наука черпает из естественного языка слова для обозначения вновь открытых сторон реальности. Но в отличие от обыденного употребления каждый научный термин имеет однозначное предметное содержание. В психологии в качестве научных терминов употребляются такие слова, как «личность», «внимание», «чувство» и т. п. Здесь грань между научной и обыденной терминологией весьма тонка, что порождает дополнительную трудность для автора-психолога.

Главное требование к научному тексту – последовательность и логичность изложения. Автор должен по возможности не загружать текст избыточной информацией, но может использовать метафоры, примеры, для того чтобы привлечь внимание к особо значимому для понимания сути звену рассуждений. Научный текст в отличие от литературного текста или повседневной речи очень клиширован – в нем преобладают устойчивые структуры и обороты (в этом он сходен с «канцеляритом» – бюрократическим языком деловых бумаг). Роль таких штампов чрезвычайно важна, поскольку внимание читателя не отвлекается на литературные изыски или неправильности изложения, а сосредоточивается на значимой информации: суждениях, умозаключениях, доказательствах, цифрах, формулах. «Наукообразные» штампы на самом деле играют важную роль «рамок», стандартной установки для нового научного содержания.

Текст состоит из высказываний. Каждое высказывание имеет определенную логическую форму. Существуют основные логические формы высказывания: 1) индуктивное – обобщающее некоторый эмпирический материал; 2) дедуктивное – логический вывод от общего к частному или описание алгоритма; 3) аналогия – «трансдукция»; 4) толкование или комментарий – «перевод», раскрытие содержания одного текста посредством создания другого.

Геометрические (пространственно-образные) описания являются традиционным способом кодирования научной информации. Поскольку геометрическое описание дополняет и поясняет текст, оно «привязано» к описанию языковому. Геометрическое описание наглядно. Оно позволяет одновременно представить систему отношений между отдельными переменными, исследуемыми в эксперименте. Информационная емкость геометрического описания очень велика.

В психологии используется несколько основных форм графического представления научной информации. Для первичного представления данных используются следующие графические формы: диаграммы, гистограммы и полигоны распределения, а также различные графики.

Начальным способом представления данных является изображение распределения. Для этого используют гистограммы и полигоны распределения. Часто для наглядности распределение показателя в экспериментальной и контрольной группах изображают на одном рисунке.

Гистограмма – это «столбчатая» диаграмма частотного распределения признака на выборке. При построении гистограмм на оси абсцисс откладывают значения измеряемой величины, а на оси ординат – частоты или относительные частоты встречаемости данного диапазона величины в выборке.

В полигоне распределения количество испытуемых, имеющих данную величину признака (или попавших в определенный интервал величины), обозначают точкой с координатами. Точки соединяются отрезками прямой. Перед тем как строить полигон распределения или гистограмму, исследователь должен разбить диапазон измеряемой величины, если признак дан в шкале интервалов или отношений, на равные отрезки. Рекомендуют использовать не менее пяти, но не более десяти градаций. В случае использования шкалы наименований или порядковой шкалы такой проблемы не возникает.

Если исследователь хочет нагляднее представить соотношение между различными величинами, например доли испытуемых с разными качественными особенностями, то ему выгоднее использовать диаграмму. В секторной круговой диаграмме величина каждого сектора пропорциональна величине встречаемости каждого типа. Величина круговой диаграммы может отображать относительный объем выборки или значимость признака.

Переходным от графического к аналитическому вариантом отображения информации являются в первую очередь графики, представляющие функциональную зависимость признаков. Идеальный вариант завершения экспериментального исследования – обнаружение функциональной связи независимой и зависимой переменных, которую можно описать аналитически.

Можно выделить два различных по содержанию типа графиков: 1) отображающие зависимость изменения параметров во времени; 2) отображающие связь независимой и зависимой переменных (или любых двух других переменных). Классическим вариантом изображения временной зависимости является обнаруженная Г. Эббингаузом связь между объемом воспроизведенного материала и временем, прошедшим после заучивания («кривая забывания»). Аналогичны многочисленные «кривые заучивания» или «кривые утомления», показывающие изменение эффективности деятельности во времени.

В психологии часто встречаются и графики функциональной зависимости двух переменных: законы Г. Фехнера, С. Стивенса (в психофизике), закономерность, описывающая зависимость вероятности воспроизведения элемента от его места в ряду (в когнитивной психологии), и т. п.

Л.В. Куликов дает начинающим исследователям ряд простых рекомендаций по построению графиков.

1. График и текст должны взаимно дополнять друг друга.

2. График должен быть понятен «сам по себе» и включать все необходимые обозначения.

3. На одном графике не разрешается изображать больше четырех кривых.

4. Линии на графике должны отражать значимость параметра, важнейшие параметры необходимо обозначать цифрами.

5. Надписи на осях следует располагать внизу и слева.

6. Точки на разных линиях принято обозначать кружками, квадратами и треугольниками.

Если необходимо на том же графике представить величину разброса данных, то их следует изображать в виде вертикальных отрезков, чтобы точка, обозначающая среднее, находилась на отрезке (в соответствии с показателем асимметрии).

Видом графиков являются диагностические профили, которые характеризуют среднюю выраженность измеряемых показателей у группы или определенного индивида.

При представлении информации с использованием топологических характеристик применяются графы. Например, в виде графа представлена иерархическая модель интеллекта Д. Векслера.

Наряду с графами в психологии применяются пространственно-графические описания, в которых учитываются структура параметров и отношения между элементами. Примером является описание структуры интеллекта – «куб» Д. Гилфорда. Другой вариант применения пространственного описания – пространство эмоциональных состояний по В. Вундту или же описание типов личности по Г. Айзенку («круг Айзенка»).

В случае, если в пространстве признаков определена метрика, используется более строгое представление данных. Положение точки в пространстве, изображенном на рисунке, соответствует ее реальным координатам в пространстве признаков. Таким способом представляются результаты многомерного шкалирования, факторного и латентно-структурного анализа, а также некоторых вариантов кластерного анализа.

Наиболее важный способ представления результатов научной работы – числовые значения величины, в частности:

1) показатели центральной тенденции (среднее, мода, медиана);

2) абсолютные и относительные частоты;

3) показатели разброса (стандартное отклонение, дисперсия, процентильный разброс);

4) значения критериев, использованных при сравнении результатов разных групп;

5) коэффициенты линейной и нелинейной связи переменных и т. д.

Стандартный вид таблиц для представления первичных результатов таков: по строкам располагаются испытуемые, по столбцам – значения измеренных параметров. Результаты математической статистической обработки также сводятся в таблицы. Существующие компьютерные пакеты статистической обработки данных позволяют выбрать любую стандартную форму таблиц для представления их в научной публикации.

Научно-исследовательская форма представления результатов

Все виды представления научных результатов можно разделить на три подвида :

1) устные изложения;

2) публикации;

3) компьютерные версии.

Характеристики методов описания данных (см. работа В.А. Ганзена "Системные описания в психологии" (1984).

Описание - любая форма представления информации о полученных в исследовании результатах.

Варианты представления информации:

  • вербальная форма (текст, речь),
  • графическая (схемы, графики),
  • символическая (знаки, формулы),
  • предметно-образная (макеты, вещественные модели, фильмы и др.).
  • Вербальная форма представления информации. Основной способ передачи информации - слово.

Любое научное сообщение - это, прежде всего, текст, организованный по определенным правилам .

Два вида текстов:

  • на естественном языке ("природном", обыденном),
  • на научном языке.

Любое представление результатов исследования - текст "смешанного" вида. Эти языки нельзя строго разграничить, ибо все время происходит взаимопроникновение языков житейского и научного: научные термины входят в повседневное обращение, а наука черпает из естественного языка слова для обозначения вновь открытых сторон реальности.

Главное требование к научному тексту:

  • последовательность и логичность изложения,
  • не загружать текст избыточной информацией,
  • можно использовать метафоры, примеры и "лирические отступления" для того, чтобы привлечь внимание к особо значимому для понимания сути звену рассуждений.
  • в научном тексте, в отличие от литературного текста или повседневной речи, много клише -преобладают устойчивые структуры и обороты (сходен с "канцеляритом" - бюрократическим языком деловых бумаг - внимание читателя не отвлекается на литературные изыски или неправильности изложения, а сосредоточивается на значимой информации: суждениях, умозаключениях, доказательствах, цифрах, формулах.
  • текст состоит из высказываний. Каждое высказывание имеет определенную логическую форму. Основные логические формы высказывания: 1) индуктивное - обобщающее некоторый эмпирический материал; 2) дедуктивное - логический вывод от общего к частному или описание алгоритма; 3) аналогия - "трансдукция"; 4) толкование или комментарий - "перевод", раскрытие содержания одного текста посредством создания другого.

Графическая форма описания результатов . Графическое (пространственно-образные) описания - традиционный способ кодирования научной информации. Геометрическое описание наглядно и позволяет одновременно представить систему отношений между отдельными переменными, исследуемыми в эксперименте.

Основные формы графического представления научной информации:

  • топологические,
  • метрические.

Графы - один из традиционных способов представления информации, использующих топологические характеристики. Граф - множество точек (вершин), соединенных ребрами (ориентированными или неориентированными отрезками).

Виды графов:

  • планарные,
  • пространственные,
  • ориентированные (отрезки-векторы),
  • неориентированные,
  • связные,
  • несвязные.

При описании результатов психологических исследований графы используются очень часто. Примеры: иерархическая модель интеллекта Д.Векслера или модель интеллекта Ч.Спирмена; они представлены в форме дендритных несимметричных графов. Схема функциональной системы П.К.Анохина, схема психологической функциональной системы деятельности В.Д. Шадрикова, модель концептуальной рефлекторной дуги Е.А.Соколова - примеры ориентированных графов .

Социограмма - это ориентированный граф.

Наряду с графами в психологии применяются и пространственно-графические описания, в которых учитывается структура параметров и отношения между элементами (либо метрические, либо топологические).

"Куб" Д. Гилфорда - пример - известное описание структуры интеллекта

Пространство эмоциональных состояний по В.Вундту или же описание типов личности по Г. Айзенку ("круг Айзенка" ).

Другие графические формы:

  • диаграммы,
  • гистограммы,
  • полигоны распределения,
  • также различные графики.

Диаграммы (используются главным образом для изображения соотношений между величинами) - это способ графического изображения величин при помощи фигур (секторов, столбцов и т.п.), площади которых пропорциональны этим величинам.

Секторная диаграмма - диаграмма в которой числа (обычно проценты) изображены в виде круговых секторов, имеющих такие площади.

Первичный способ представления данных - изображение распределения (используют гистограммы и полигоны распределения).

Гистограмма - это "столбчатая" диаграмма частотного распределения признака на выборке. По оси абсцисс откладывают значения наблюдаемой величины, а по оси ординат - ее частости (отношение числа наблюдений, попавших в данный промежуток, к числу всех наблюдений) в каждом из промежутков, деленные на длину промежутков. В результате получаем ступенчатую линию. Площадь, заключенная под всеми прямоугольниками для любой гистограммы, равна 1 или сумме всех частот (общему числу случаев). Таким образом, на гистограмме высота столбцов, вычерченных над каждым интервалом, соответствует числу наблюдений, которые попали в этот интервал.

Графики - вариант отображения информации, переходный от графического к аналитическому.

1. График и текст должны взаимно дополнять друг друга.

2. График должен быть понятен "сам по себе" и включать все необходимые обозначения.

3. На одном графике не разрешается изображать больше четырех кривых.

4. Линии на графике должны отражать значимость параметра, важнейшие необходимо обозначать цифрами.

5. Надписи на осях следует располагать внизу и слева.

6. Точки на разных линиях принято обозначать кружками, квадратами и треугольниками.

Числовые значения величины - наиболее важный способ представления результатов научной работы:

1) показатели центральной тенденции (среднее, мода, медиана);

2) абсолютные и относительные частоты;

3) показатели разброса (стандартное отклонение, дисперсия, процентильный разброс);

4) значения критериев, использованных при сравнении результатов разных групп;

5) коэффициенты линейной и нелинейной связи переменных и т.д. и т.п.

Существующие компьютерные пакеты статистической обработки данных позволяют выбрать любую стандартную форму таблиц для представления их в научной публикации.

Завершением любой исследовательской работы является представление результатов в той форме, которая принята научным сообществом. Следует различать две основные формы представления результатов: квалификационную и научно-исследовательскую.

Квалификационная работа – курсовая, дипломная работа, диссертация и т.д. – служит для того, чтобы студент, аспи­рант или соискатель, представив свое научное исследование, получил документ, удостоверяющий уровень компетентности. Требования к таким работам, способу их оформления и пред­ставления результатов изложены в соответствующих инст­рукциях и положениях, принятых учеными советами.

Результаты научно-исследовательской работы – это результаты, полученные в ходе исследовательской деятельности ученого. Представление научных результатов обычно проис­ходит в трех формах: 1) устные изложения; 2) публикации; 3) электронные версии. В любой их этих форм присутствует описание. В.А. Ганзен под описанием понимает любую форму представления информации о полученных в исследова­нии результатах.

Различают следующие варианты представления информа­ции: вербальная форма (текст, речь), символическая (знаки, формулы), графическая (схемы, графики), предметно-образная (макеты, вещественные модели, фильмы и др.).

Вербальная форма – наиболее распространенный вариант представления описаний. Любое научное сообщение – это, прежде всего, текст, организованный по определенным правилам. Различают два вида текстов: на естественном языке («природном», обыденном) и на научном языке. Обычно представление результатов научного исследования является текстом «смешанного» вида, где в естественную речевую структуру включены фрагменты, сформулированные на строго научном языке. Эти языки нельзя строго разграничить – научные термины входят в повседневное обращение, а наука черпает из естественного языка слова для обозначения вновь открытых сторон реальности. Но в отличие от обыденного употребления каждый научный термин имеет однозначное предметное содержание. В психологии в качестве научных терминов употребляются такие слова, как «личность», «внимание», «чувство» и т.п. Здесь грань между научной и обыденной терминологией весьма тонка, что порождает дополнительную трудность для автора-психолога.

Главное требование к научному тексту – последовательность и логичность изложения. Автор должен по возможности не загружать текст избыточной информацией, но может использовать метафоры, примеры, для того чтобы привлечь внимание к особо значимому для понимания сути звену рассуждений. Научный текст в отличие от литературного текста или повседневной речи очень клиширован – в нем преобладают устойчивые структуры и обороты (в этом он схож с бюрократическим языком деловых бумаг). Роль таких штампов чрезвычайно важна, поскольку внимание читателя не отвлекается на литературные изыски или неправильности изложения, а сосредоточивается на значимой информации: суждениях, умозаключениях, доказательствах, цифрах, формулах. «Наукообразные» штампы на самом деле играют важную роль «рамок», стандартной установки для нового научного содержания.



Текст состоит из высказываний. Каждое высказывание имеет определенную логическую форму. Существуют основные логические формы высказывания: 1) индуктивное – обобщающее некоторый эмпирический материал; 2) дедуктивное – логический вывод от общего к частному или описание алгоритма; 3) аналогия – «трансдукция»; 4) толкование или комментарий – «перевод», раскрытие содержания одного текста посредством создания другого.

Геометрические (пространственно-образные) описания являются традиционным способом кодирования научной информации. Поскольку геометрическое описание дополняет и поясняет текст, оно «привязано» к описанию языковому. Геометрическое описание наглядно. Оно позволяет одновременно представить систему отношений между отдельными переменными, исследуемыми в эксперименте. Информационная емкость геометрического описания очень велика. Наглядное представление информации может способствовать переходу осмысления полученных результатов на новую ступень. Наглядность часто смешивается с изобразительностью, т.е. считается, что при любом зри­тельном предъявлении информации достигается наглядность. Возникнове­нию наглядности может способствовать: а) отображение только релевант­ных для данной задачи связей и параметров рассматриваемого явления; б) зрительное отображение информации с учетом особенностей восприятия и воображении. Следует помнить об ограниченности объема восприя­тия.

В психологии используется несколько основных форм графического представления научной информации. Для первичного представления данных используются следующие графические формы: диаграммы, гистограммы и полигоны распределения, а также различные графики.

Начальным способом представления данных является изображение распределения. Для этого используют гисто­граммы и полигоны распределения. Часто для наглядности распределение показателя в экспериментальной и контроль­ной группах изображают на одном рисунке.

Гистограмма – это «столбчатая» диаграмма частотного распределения признака на выборке. При построении гистограмм на оси абсцисс откладывают значения измеряемой величины, а на оси ординат – частоты или относительные частоты встречаемости данного диапазона величины в выборке.

В полигоне распределения количество испытуемых, имеющих данную величину признака (или попавших в определенный интервал величины), обозначают точкой с координатами. Точки соединяются отрезками прямой. Перед тем как строить полигон распределения или гистограмму, исследователь должен разбить диапазон измеряемой величины, если признак дан в шкале интервалов или отношений, на равные отрезки. Рекомендуют использовать не менее пяти, но не более десяти градаций. В случае использования шкалы наименований или порядковой шкалы такой проблемы не возникает. Если исследователь хочет нагляднее представить соотношение между различными величинами, например, доли испытуемых с разными качественными особенностями, то ему выгоднее использовать диаграмму.

Рис. 1. Гистограмма и сглаженный график распределения частот времени решения тестовой задачи

Другой пример:

Рис. 2. Гистограмма распределения испытуемых по возрасту

Диаграммы используются главным образом для изображения соотно­шений между величинами. Это способ графического изображения величин при помощи фигур (секторов, столбцов и т.д.), площади которых пропор­циональны этим величинам.

Переходным от графического к аналитическому вариантом отображения информации являются в первую очередь, графики , представляющие функциональную зависимость признаков. Идеальный вариант завершения эксперименталь­ного исследования – обнаружение функциональной связи независимой и зависимой переменных, которую можно описать аналитически.

Можно выделить два различных по содержанию типа графиков: 1) отображающие зависимость изменения параметров во времени; 2) отображающие связь независимой и зависимой переменных (или любых двух других переменных).


Рис. 3. Показатели зависимости латентного периода сенсомоторной реакции от интенсивности раздражителя

При представлении информации с использованием топологических характеристик применяются графы . Например, в виде графа представлена иерархическая модель интеллекта Д. Векслера.

Наряду с графами в психологии применяются пространственно-графические описания, в которых учитываются структура параметров и отношения между элементами. Примером является описание структуры интеллекта – «куб» Д. Гилфорда. Другой вариант применения пространственного описания – пространство эмоциональных состояний по В. Вундту или же описание типов личности по Г. Айзенку («круг Айзенка»).

Если в пространстве признаков определена метрика, используется более строгое представление данных. Положение точки в пространстве, изображенном на рисунке, соответствует ее реальным координатам в пространстве при­знаков. Таким способом представляются результаты многомерного шкалирования, факторного и латентно-структурного анализа, а также некоторых вариантов кластерного анализа.

Наиболее важный способ представления результатов научной работы – числовые значения величины , в частности:

1) показатели центральной тенденции (среднее, мода, ме­диана);

2) абсолютные и относительные частоты;

3) показатели разброса (стандартное отклонение, диспер­сия, процентильный разброс);

4) значения критериев, использованных при сравнении результатов разных групп;

5) коэффициенты линейной и нелинейной связи переменных и т.д.

Результаты могут быть представлены в форме полигона частот (кривой распределения соответствующих долей испы­туемых, имеющих заданное значение показателя):

Рис. 4. Полигон частот (кривая распределения) значений возраста

Результаты математической статистической обработки также сводятся и в таблицы . Существующие компьютерные пакеты ста­тистической обработки данных позволяют выбрать любую стандартную форму таблиц для представления их в научной публикации.

Таблица 1

Таблица частот, сгруппированных по интервалам времени решения тестовой задачи

Интервал времени, с (абсолютная частота) (относительная частота) (накопленная частота)
30-34 0,025 0,025
35-39 0,050 0,075
40-44 0,125 0,200
45-49 0,200 0,400
50-54 0,250 0,650
55-59 0,200 0,850
60-64 0,100 0,950
65-69 0,050 1,000
1,000 -

Другой пример:

Таблица 2Показатели средних значений по шкалам методики индекса жизненного стиля

Механизмы психологической защиты Сотрудники ОВД с низким уровнем эмоционального выгорания Сотрудники ОВД со средним уровнем эмоционального выгорания t эмп
Отрицание 0,64 0,59 1,42
Подавление 0,33 0,25 0,04
Регрессия 0,46 0,67 2,88**
Компенсация 0,39 0,59 1,89*
Проекция 0,72 0,61 1,82*
Замещение 0,46 0,38 1,60
Интеллектуализация 0,68 0,72 0,57
Реактивные образования 0,57 0,53 0,54

Примечание: * - р = 0,05; ** - р = 0,01; *** - р = 0,001

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основная:

1. Готтсданкер, Р. Основы психологического эксперимента: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Роберт Готтсданкер / пер. с англ. Ч.А. Измайлова и В.В. Петухова; науч. ред. рус. текста Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 368 с.

2. Дружинин, В.Н. Экспериментальная психология / В.Н. Дружинин. – СПб.: Питер, 2005. – 320 с.

3. Корнилова, Т.В. Экспериментальная психология: Теория и методы: учебник для вузов / Т.В. Корнилова. – М.: Аспект Пресс, 2006. – 384 с.

4. Экспериментальная психология: Практикум: Учебное пособие для вузов / Т.Г. Богданова, Ю.Б. Гиппенрейтер, Е.Л. Григоренко и др.; Под ред. С.Д. Смирнова, Т.В. Корниловой. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 383 с.

Дополнительная:

1. Анастази, А., Урбина, С. Психологическое тестирование. – 7-е изд. – СПб.: Питер, 2005.

2. Бардин, К.В. Проблема порогов чувствительности и психофизические методы / К.В. Бардин – М.: Педагогика, 1976. – 360 с.

3. Горбатов, Д.С. Практикум по психологическому исследованию / Д.С. Горбатов. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ – М», 2000. – 248 с.

4. Горбунова, В.В. Экспериментальная психология в схемах и таблицах / В.В. Горбунова. – Ростов н/Д: «Феникс», 2005.

5. Гусев, А.Н. Дисперсионный анализ в экспериментальной психологии / А.Н. Гусев. – М.: Учебно-методический коллектор «Психология», 2000. – 136 с.

6. Гусев, А.Н., Измайлов, Ч.А., Михалевская, М.Б. Измерение в психологии: общий психологический практикум / А.Н. Гусев, Ч.А. Измайлов, М.Б. Михалевская. – М.: УМК «Психология», Образовательная академия «Континент»», 2003. – 288 с.

7. Ермолаев, О.Ю. Математическая статистика для психологов: Учебник / О.Ю. Ермолаев. – 3-е изд., испр. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2004. – 336 с.

8. Зароченцев, К.Д., Худяков, А.И. Экспериментальная психология: ответы на экзаменационные билеты / К.Д. Зароченцев, А.И. Худяков. – СПб.: Питер, 2005. – 220 с.

9. Исследование в психологии: методы и планирование / Дж. Гудвин. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2004. – 588 с.

10. Корниенко, А.Ф. Теория и практика психологического исследования / А.Ф. Корниенко. – Казань: Казанский пед. ун-т, 2000. – 258 с.

11. Кузнецов, И.Н. Научное исследование: Методика проведения и оформление / И.Н. Кузнецов. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2004. – 432 с.

12. Куликов, Л.В. Психологическое исследование: методические рекомендации по проведению / Л.В. Куликов. – СПб.: Речь, 2001. – 184 с.

13. Кэмпбелл, Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях / Д. Кэмпбелл. – СПб.: Социально-психологический центр, 1996.

14. Логвиненко, А.Д. Измерения в психологии: математические основы. Учебное пособие / А.Д. Логвиненко. – М.: Изд-во МГУ, 1993. – 208 с.

15. Мельников, В.М., Ямпольский, Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности / В.М. Мельников, Л.Т. Ямпольский. – М.: Просвещение, 1985. – 340 с.

16. Метод беседы в психологии. Учебное пособие для студентов факультетов психологии высших учебных заведений по специальностям 52100 и 020400 «Психология» / Редактор–составитель А.М. Айламазьян. – М.: Смысл, 1999. – 222 с.

17. Методы исследования в психологии: квазиэксперимент / Под ред. Т.В. Корниловой. – М.: Издательская группа «Форум» – «Инфра-М», 1998. – 296 с.

18. Митина, О.В., Михайловская, И.Б. Факторный анализ для психологов / О.В. Митина, И.Б. Михайловская. – М.: Учебно-методический коллектор «Психология», 2001. – 169 с.

19. Наследов, А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. Учебное пособие / А.Д. Наследов. – СПб.: Речь, 2004. – 392 с.

20. Никандров, В.В. Неэмпирические методы в психологии: Учебное пособие / В.В. Никандров. – СПб.: Речь, 2003.

21. Общий практикум по психологии: Психологический эксперимент. Часть II. Методические указания / Под ред. М.Б. Михалевской, Т.В. Корниловой. – М.: Издательство Московского университета, 1985. – 53 с.

22. Основы психологии: Практикум / Ред.-сост. Л.Д. Столяренко. Изд.2-е, доп. и переработ. – Ростов н/Д: «Феникс», 2001. – 704 с.

23. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие / В.Д. Балин, В.К. Гайда, В.К. Гербачевский и др.; Под общей ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб.: Питер, 2001. – 560 с.

24. Пряжников, Н.С. Этические проблемы психологии. учебно-методическое пособие / Н.С. Пряжников. – 2-е изд., стер. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2004. – 488 с.

25. Ратанова, Т.А. Субъективное шкалирование и объективные физиологические реакции человека / Научно-исследовательский институт общей и педагогической психологии Академии педагогических наук СССР / Т.А. Ратанова. – М.: Педагогика, 1990. – 216 с.

26. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е.В. Сидоренко. – СПб.: ООО «Речь», 2003. – 350 с.

27. Слободчиков, В.И., Исаев, Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъектности. Учебное пособие для вузов / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. – М.: Школа-Пресс, 1995. – 384 с.

28. Современная психология: Справочное руководство / Ответственный редактор В.Н. Дружинин. – М.: ИНФРА – М, 1999. – 688 с.

29. Шошин, П.Б. Общий практикум по психологии. Психологические измерения. Часть I / П.Б. Шошин; Под общей ред. М.Б. Михалевской: Для студентов фак. психологии гос. ун-тов. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989. – 56 с.

30. Шнейдер, Л.Б. Экспериментальная психология: Учебное пособие для вузов / Л.Б. Шнейдер. – М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2007. – 300 с

31. Эксперимент и квазиэксперимент в психологии: Учебное пособие / Под ред. Т.В. Корниловой. – СПб.: Питер, 2004. – 254 с.

32. Ядов, В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности / В.А. Ядов. – М.: Добросвет, 2001. – 596 с.

Завершением любой исследовательской работы является представление результатов в той форме, которая принята научным сообществом. Следует различать две основные формы представления результатов: квалификационную и научно-исследовательскую.

Квалификационная работа – курсовая, дипломная работа, диссертация и т. д. – служит для того, чтобы студент, аспирант или соискатель, представив свое научное исследование, получил документ, удостоверяющий уровень компетентности. Требования к таким работам, способу их оформления и представления результатов изложены в соответствующих инструкциях и положениях, принятых учеными советами.

Результаты научно-исследовательской работы – это результаты, полученные в ходе исследовательской деятельности ученого. Представление научных результатов обычно происходит в трех формах: 1) устные изложения; 2) публикации; 3) электронные версии. В любой их этих форм присутствует описание. В. А. Ганзен под описанием понимает любую форму представления информации о полученных в исследовании результатах.

Различают следующие варианты представления информации: вербальная форма (текст, речь), символическая (знаки, формулы), графическая (схемы, графики), предметнообразная (макеты, вещественные модели, фильмы и др.).

Вербальная форма – наиболее распространенный вариант представления описаний. Любое научное сообщение – это прежде всего текст, организованный по определенным правилам. Различают два вида текстов: на естественном языке («природном», обыденном) и на научном языке. Обычно представление результатов научного исследования является текстом «смешанного» вида, где в естественную речевую структуру включены фрагменты, сформулированные на строго научном языке. Эти языки нельзя строго разграничить: научные термины входят в повседневное обращение, а наука черпает из естественного языка слова для обозначения вновь открытых сторон реальности.

Главное требование к научному тексту – последовательность и логичность изложения. Автор должен по возможности не загружать текст избыточной информацией, но может использовать метафоры, примеры, для того чтобы привлечь внимание к особо значимому для понимания сути звену рассуждений. Научный текст в отличие от литературного текста или повседневной речи очень клиширован – в нем преобладают устойчивые структуры и обороты (в этом он сходен с «канцеляритом» – бюрократическим языком деловых бумаг).

Текст состоит из высказываний. Каждое высказывание имеет определенную логическую форму. Существуют основные логические формы высказывания: 1) индуктивное – обобщающее некоторый эмпирический материал; 2) дедуктивное – логический вывод от общего к частному или описание алгоритма; 3) аналогия – «трансдукция»; 4) толкование или комментарий – «перевод», раскрытие содержания одного текста посредством создания другого.


Геометрические (пространственно-образные) описания являются традиционным способом кодирования научной информации. Поскольку геометрическое описание дополняет и поясняет текст, оно «привязано» к описанию языковому. Геометрическое описание наглядно. Оно позволяет одновременно представить систему отношений между отдельными переменными, исследуемыми в эксперименте. Информационная емкость геометрического описания очень велика.

В психологии используется несколько основных форм графического представления научной информации. Для первичного представления данных используются следующие графические формы: диаграммы, гистограммы и полигоны распределения, а также различные графики.

Гистограмма – это «столбчатая» диаграмма частотного распределения признака на выборке. При построении гистограмм на оси абсцисс откладывают значения измеряемой величины, а на оси ординат – частоты или относительные частоты встречаемости данного диапазона величины в выборке.

В полигоне распределения количество испытуемых, имеющих данную величину признака (или попавших в определенный интервал величины), обозначают точкой с координатами. Точки соединяются отрезками прямой. Перед тем как строить полигон распределения или гистограмму, исследователь должен разбить диапазон измеряемой величины, если признак дан в шкале интервалов или отношений, на равные отрезки. Рекомендуют использовать не менее пяти, но не более десяти градаций. В случае использования шкалы наименований или порядковой шкалы такой проблемы не возникает.

Если исследователь хочет нагляднее представить соотношение между различными величинами, например доли испытуемых с разными качественными особенностями, то ему выгоднее использовать диаграмму. В секторной круговой диаграмме величина каждого сектора пропорциональна величине встречаемости каждого типа. Величина круговой диаграммы может отображать относительный объем выборки или значимость признака.

Переходным от графического к аналитическому вариантом отображения информации являются в первую очередь графики, представляющие функциональную зависимость признаков. Идеальный вариант завершения экспериментального исследования – обнаружение функциональной связи независимой и зависимой переменных, которую можно описать аналитически.

Можно выделить два различных по содержанию типа графиков: 1) отображающие зависимость изменения параметров во времени; 2) отображающие связь независимой и зависимой переменных (или любых двух других переменных). Классическим вариантом изображения временной зависимости является обнаруженная Г. Эббингаузом связь между объемом воспроизведенного материала и временем, прошедшим после заучивания («кривая забывания»). Аналогичны многочисленные «кривые заучивания» или «кривые утомления», показывающие изменение эффективности деятельности во времени.

В психологии часто встречаются и графики функциональной зависимости двух переменных: законы Г. Фехнера, С. Стивенса (в психофизике), закономерность, описывающая зависимость вероятности воспроизведения элемента от его места в ряду (в когнитивной психологии), и т. п.

Л.В. Куликов дает начинающим исследователям ряд простых рекомендаций по построению графиков.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.Allbest.ru/

Размещено на http://www.Allbest.ru/

Кыргызский государственный университет строительства, транспорта и архитектуры им. Н. Исанова

Формы и виды оформления результатов научных исследований

Выполнил студент: Аманкулов М.А.

Руководитель работы: Мендекеев Р.А.

Бишкек - 2017

ВВЕДЕНИЕ

1. Основные виды

2. Научная работа

3. Приложения

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Для начинающих исследователей очень важно иметь представления о методологии и методах научного творчества, поскольку именно на первых шагах к овладению привычками научной работы более всего возникает вопросов именно методологического характера. Прежде всего не хватает опыта в использовании методов научного познания, применении логических законов и правил, новых средств и технологий.

Поэтому есть смысл рассмотреть эти вопросы подробнее. Нельзя игнорировать факты только потому, что их тяжело объяснить или найти им практическое использование. Содержание нового в науке не всегда видит сам исследователь. Новые научные факты и даже открытие, значение которых плохо раскрыто, могут продолжительное время оставаться в резерве науки и не использоваться на практике. При научном исследовании важно все. Концентрируя внимание на основных или ключевых вопросах темы, нельзя не учитывать побочные факты, которые на первый взгляд кажутся малозначащими. Тем не менее, именно такие факты могут скрывать в себе начало важных открытий.

Для исследователя недостаточно установить новый факт, важно даты ему объяснение из позиций современной науки, раскрыть его общепознавательное, теоретическое или практическое значения. Изложение научных фактов может осуществляться в контексте общего исторического процесса, истории развития определенной области, быть многоаспектным, с учетом как общих, так и специфических особенностей.

1. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ

1. Аннотирование

Аннотация - это краткая общая характеристика документа с точки зрения его назначения, содержания, вида, формы и других особенностей, носящая пояснительный характер. Бывают краткими или развернутыми (справочными/рекомендательными).

Основными функциями являются:

1. сигнальная - аннотация представляет информацию о документе и дает возможность установить основное содержание документа, определить его релевантность и решить, следует ли обращаться к полному тексту документа;

2. поисковая - аннотация используется в информационно-поисковых, в том числе в автоматизированных системах для поиска документов.

Аннотация включает:

o указание на объект исследования и его краткую характеристику;

o цель исследования, его новизну, указание на методологию исследования;

o основные результаты исследования.

Реферирование
Реферат - это самостоятельная научно-исследовательская работа. Изложение материала не ограничивается только описательным подходом к раскрытию выбранной темы. Необходимо отразить авторскую аналитическую оценку состояния исследуемой проблемы и собственную точку зрения на возможные варианты ее решения.
По структуре реферат состоит из 3-х частей:
· введение (обоснование выбора темы, ее актуальность, основные цели и задачи исследования);
· основная часть состоит из 2-3 параграфов, в которых раскрывается суть исследуемой проблемы, дается оценка существующих в литературе основных теоретических подходов к ее решению, изложение собственного взгляда на проблему и пути ее решения и т.д.;
· заключение (краткая формулировка основных видов и результатов, полученных в ходе исследования).
Необходимой частью структуры реферата является также список литературы, использованной в ходе работы над выбранной темой.
Конспектирование
Конспект - это краткое изложение или краткая запись наиболее важных моментов книги, лекции, статьи и т.д. В конспекте произведения должны быть зафиксированы название работы, ее автор, полные выходные данные.
Основные требования к написанию конспекта включают системность и логичность изложения материала, краткость, убедительность и доказательность. Полезно составить глоссарий (от греч. glossa - объяснение непонятной фразы или слова) - словарь, объясняющий малоизвестные термины, употребленные в данной работе.
Порядок работы над конспектом:
o определение структуры конспектируемого материала;
o отбор и последующая запись наиболее существенного содержания оригинального текста в соответствии со структурой конспекта (в форме цитат или близком к оригиналу изложении);
o формулирование и запись выводов по каждой из частей оригинального текста, а также общего вывода по всему конспекту.
Составление тезисов
Тезис - это положение, отражающее смысл значительной части текста; то, что доказывает или опровергает автор; то, в чем он стремится убедить читателя; вывод, к которому он подводит.
Работа над тезисами требует, прежде всего, умения выделить главную информацию из исходного текста и передать содержание исходного текста кратко, обобщенно.
Требования к содержанию тезисов как жанру письменной научной речи:
o тезисы передают суть уже существующего текста;
o каждый тезис должен быть доказательно обоснован, аргументирован в двух-трех следующих предложениях;
o формулировки тезисов должны быть предельно четкими, следует избегать цитирования;
o в конце тезисов необходимо сделать краткий вывод.
Подготовка доклада
Доклад - это результат самостоятельной научно-исследовательской работы, где автор раскрывает суть изучаемой проблемы, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее.
Докладчик должен показать свое умение провести самостоятельное исследование, преподнести его результаты слушателям и квалифицированно ответить на вопросы. Доклад на семинаре не должен превышать 15 минут. Рекомендуется визуальное сопровождение доклада слайдами, презентацией или изложенными на доске основными тезисами.
Этапы работы над докладом:
o подбор и изучение основных источников по теме (не менее трех различных концепций);
o обработка и систематизация материала;
o составление глоссария малоизвестных терминов;
o подготовка выводов и обобщений;
o разработка плана доклада;
o тезисное изложение основных моментов доклада.
Подготовка презентации
Электронная презентация должна быть выполнена на основе материала подготовленного доклада и должна использоваться как визуальная иллюстрация.
Презентация должна быть выполнена в приложении MS Power Point и сдана в электронном виде (прислана по электронной почте) преподавателю за 3-5 до предполагаемого выступления с докладом.
Требования к оформлению:
o электронная презентация должна содержать не более 10 слайдов, включая текстовую и графическую информацию по теме доклада.
o первый слайд презентации должен содержать фамилию, имя, отчество докладчика, указание на факультет, курс и группу, название доклада;
o не рекомендуется использовать встроенные шаблоны слайдов и стили оформления презентации, а также эффекты мультипликации;
o переход от слайда к слайду должен осуществляться по щелчку мыши;
o слайды должны быть пронумерованы;
o желательно избежать вставки в презентацию больших по объему графических файлов;
o оригинальные шрифтовые и оформительские решения приветствуются.
Подготовка научной статьи
Научная статья - законченное и логически цельное произведение, посвященное конкретному вопросу. Она раскрывает наиболее значимые результаты исследований, требующие развернутого изложения и аргументации. научный статья доклад тезис
Среди основных требований к научной статье выделяют достоверность, аргументированность выводов, строгую логику, последовательность изложения, его целостность и завершенность.
Состав аспектов статьи:
o актуальность, степень изученности темы;
o указание на цель, задачи, предмет исследования;
o описание исследования;
o полученные результаты, выводы, область применения результатов.
Подготовка творческой работы (эссе)
Жанр эссе предполагает свободу творчества. Это размышление по поводу услышанного, прочитанного, просмотренного.
Эссе (с фр. еssai «попытка, проба, очерк») - прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на исчерпывающий ответ.
Основные требования:
o предмет исследования должен быть четко обозначен темой и содержанием работы;
o текст работы должен быть авторским; плагиат, компиляция не совместимы с жанром этой работы;
o при цитировании и ссылках на точки зрения необходимо оформлять ссылки;
o объем работы должен составлять 6-10 страниц машинописного текста.
Критерии оценки творческой работы:
o умение самостоятельно работать с информацией;
o связанность, логичность и красота изложения;
o оригинальность мышления и анализ проблемы.
Рецензирование
Рецензия (от лат. recensio - рассмотрение) - отзыв, разбор и оценка произведения; жанр критики, литературной, газетно-журнальной публикации.
Рецензию характеризует небольшой объём и краткость. В рецензии должны присутствовать информационная и оценочная части.

Составные части рецензии:

o объект анализа;

o анализ актуальности темы, краткая общая характеристика содержания и структуры произведения;

o развернутый и последовательный анализ и комментарии частей произведения с указанием их достоинств и недостатков;

o общая оценка произведения, оценка вклада автора, выводы и рекомендации.

2. НАУЧНАЯ РАБОТА

Научная работа должна иметь следующую структуру:

1. Титульный лист

3. Введение

4. Основная часть

5. Заключение

6. Список использованных источников

7. Приложения

Титульный лист является первой страницей научной работы и заполняется по строго определенным правилам. В верхнем поле указывается полное наименование учебного заведения. Далее в именительном падеже указывается фамилия, имя и отчество автора работы.

Ниже дается заглавие работы, которое приводится без слова «тема» и в кавычки не заключается. Заглавие должно быть по возможности кратким, точным и соответствовать основному содержанию работы. Для конкретизации заглавия возможно дать подзаголовок, который должен быть предельно кратким и не превращаться в новое заглавие.

В нижнем поле указывается место выполнения работы и год ее написания (без слова «год»).

Введение к работе. Здесь обычно обосновывается актуальность выбранной темы, цель и содержание поставленных задач, приводится характеристика источников, использованных для написания работы и краткий обзор имеющейся по данной теме литературы, формулируется объект и предмет исследования, указываются избранные методы исследования, сообщается, в чем заключается теоретическая и практическая значимость полученных результатов.

Рекомендуется уделить особое внимание следующим аспектам. Освещение актуальности должно быть немногословным. Обзор литературы по теме должен показать основательное знакомство исследователя со специальной литературой, его умение систематизировать источники, выделять существенное, оценивать ранее сделанное другими исследователями, определять главное в современном состоянии изученности темы.

От формулировки научной проблемы и доказательства необходимости ее более тщательного и всестороннего изучения, логично перейти к формулировке цели предпринимаемого исследования, а также указать на конкретные задачи, которые предстоит решить в соответствии с этой целью.

Обязательным элементов введения является формулировка объекта и предмета исследования. Объект - это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Предмет - это то, что находится в границах объекта.

В заключении приводятся основные выводы исследования.

3. ПРИЛОЖЕНИЯ

Правила оформления текстовых документов по ГОСТ 7.32-2001 Изложение текста и оформление работ следует выполнять в соответствии с требованиями ГОСТ 7.32-2001

Текст работ следует печатать, соблюдая следующие требования:

текст набирается шрифтом Times New Roman кеглем не менее 12, строчным, без выделения, с выравниванием по ширине;

абзацный отступ должен быть одинаковым и равен по всему тексту 1,27 см;

строки разделяются полуторным интервалом; поля страницы: верхнее и нижнее не менее 20 мм, левое не менее 30 мм, правое не менее 10 мм;

полужирный шрифт не применяется; разрешается использовать компьютерные возможности акцентирования внимания на определенных терминах, формулах, теоремах, применяя шрифты разной гарнитуры; · введение и заключение не нумеруются.

Основную часть работы следует делить на разделы и подразделы:

разделы и подразделы должны иметь порядковую нумерацию в пределах всего текста, за исключением приложений;

нумеровать их следует арабскими цифрами;

номер подраздела включает номер раздела и порядковый номер подраздела, разделенные точкой;

после номера раздела и подраздела в тексте точку не ставят;

разделы и подразделы должны иметь заголовки;

заголовки разделов и подразделов следует печатать с абзацного отступа с прописной буквы без точки в конце, не подчеркивая;

если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой;

переносы слов в заголовках не допускаются;

Нумерация страниц текстовых документов:

страницы работ следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту работ;

титульный лист включают в общую нумерацию страниц работ;

номер страницы на титульном листе не проставляют;

номер страницы проставляют в центре нижней части листа без точки.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Волков Ю.Г. Диссертация: подготовка, защита, оформление: Практическое пособие / Под ред. Н.И. Загузова. М.: Гардарики, 2001.

2. Джуринский К. Как написать научную статью? Советы начинающему автору / Методика написания научной статьи

4. Регирер Е.И. Развитие способностей исследователя. М.: Наука. 1969.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Особенности научной продукции: тезисов, докладов, выступлений, научных статей. Структура и роль методических рекомендаций и программ учебных курсов. Требования к составлению и содержанию учебных пособий. Подготовка материалов к опубликованию в печати.

    контрольная работа , добавлен 28.11.2012

    Методика подготовки доклада и научного сообщения для выступления на научной конференции. Структура статьи и требования к ней. Публикация тезисов, основные части реферата. Сущность кандидатской диссертации и монографии. Виды учебно-методических изданий.

    лекция , добавлен 23.03.2014

    Порядок сбора информации в торговой организации. Классификация научных документов по форме, характеру обработки данных и читательскому назначению. Описание основных видов изданий - монографии, автореферата диссертации, тезисов докладов конференции.

    реферат , добавлен 23.12.2011

    Виды общения. Виды речевой деятельности и их особенности. Взаимодействие устной и письменной речи. Функционально-стилистические разновидности речи. Развитие устной и письменной речи у детей. Психологические различия в природе письменной и устной речи.

    реферат , добавлен 12.10.2008

    Назначение дипломной работы студентов юридического факультета. Методические указания по выбору темы. Контроль кафедры за ходом подготовки дипломной работы и прохождением преддипломной практики. Правила ее оформления, сроки защиты, критерии оценки.

    методичка , добавлен 29.04.2009

    Основные виды студенческих учебно-научных и творческих работ. Термины и определения, общие требования к оформлению работ. Правила цитирования, составления списка использованных источников. Виды библиографического описания документов. Оформление ссылок.

    методичка , добавлен 07.05.2011

    Рассмотрение целей написания курсовой работы, составления плана, правил оформления и написания введения, заключения, основного текста, таблиц, списка использованной литературы. Ознакомление с процедурой сдачи, защиты работы и критериев ее оценивания.

    методичка , добавлен 14.03.2010

    Работа над дипломным исследованием, составление плана дипломной работы, изучение литературы и нормативно-правовых источников. Структура дипломной работы, основные требования к оформлению текста, ссылок, таблиц, сносок и библиографических источников.

    методичка , добавлен 18.11.2009

    Структура и оформление работы студентов специальностей "Менеджмент организации" и "Бухгалтерский учет, анализ и аудит". Требования к оформлению элементов курсовой (контрольной) работы: иллюстраций, таблиц, формул, ссылок, списка использованной литературы.

    методичка , добавлен 16.09.2010

    Рассмотрение методических вопросов разработки дипломных работ и методов решения научных задач. Определение основных понятий "научная задача", "верификация результатов", "компиляция". Основные требования к дипломным работам и регламенты их выполнения.