Составление плана обучения пациентов технике кашля. Проблема: сухой кашель

Как быстро вылечить бронхит и избавиться от надоедливого кашля — эти вопросы волнуют многих, особенно в весенне-осенний период, когда организм ослаблен и нуждается в витаминах. Многие не стараются искать быстрые способы избавления от кашля, а применяют различные методики, чтобы почувствовать хоть какое-то облегчение, пусть даже ненадолго.

Всем известно, что лекарственные препараты иногда не оказывают особого действия. Сильный кашель трудно вылечить с помощью таблеток и сиропов, и кажется, что у мокроты уже выработался стойкий иммунитет к лекарствам. Если вы все же надеетесь найти медикаментозный препарат, способный быстро избавить вас от кашля, то вынуждены вас разочаровать, на сегодняшний день не существует никаких эффективных лекарственных средств, позволяющих оперативно устранить данную проблему.

Даже ведущие эксперты в области медицины не раз озвучивали, что абсолютно все аптечные препараты действуют по принципу плацебо. Но это не повод опускать руки, все же есть некоторые методики, способные облегчить состояние человека в период болезни. Вылечить бронхит и избавиться от надоедливого кашля вполне реально, если выполнять некоторые дыхательные упражнения.

Эффективные способы устранения кашля

Во время кашля наш организм теряет много диоксида углерода, крайне необходимого для поддержки нормального состояния дыхательных путей. Недостаточное количество CO2 вызывает раздражение нервных клеток и их рецепторов, что провоцирует возникновение кашля, в это же время происходит снижение уровня кислорода не только в мозге, но и во всем организме в целом. Постоянный сильный кашель способен вызвать патологические эффекты, накапливание и усиление которых, в свою очередь, провоцирует еще больше приступов. Как разорвать эту цепочку, вылечить бронхит или любые другие болезни дыхательных путей?

Эффективные упражнения при сильном или хроническом кашле

Изначально необходимо научиться кашлять через нос, не удивляйтесь, но это действительно так, рот в это время должен быть закрыт. Также нужно учиться кашлять ртом, зажав при этом нос пальцами. Эти два простых упражнения позволяют нормализовать в организме концентрацию диоксида углерода и успокоить раздраженные рецепторы.

Также необходимо научиться вдыхать меньшее количество воздуха с целью повышения в дыхательных путях уровня CO2 и обогащения клеток организма кислородом. Такие манипуляции могут вызвать некоторые неприятные ощущения, но, тем не менее, это надежный способ быстро устранить кашель.

Обратите внимание! Применение данных техник требуют предварительной консультации с лечащим врачом!

Как только у вас возникнет ощущение, что приближается приступ, нужно найти удобное место, присесть, расслабиться и выпрямить спину, а затем выполнить несколько простых упражнений, которые помогут нормализовать дыхание. Сделайте хороший вдох, закройте рот и зажмите пальцами нос, ненадолго задержав дыхание. Первый короткий вдох необходимо делать носом, подключая мышцы живота и диафрагму, после чего нужно плавно выдохнуть. Затем повторите упражнение до того момента, как почувствуете облегчение. Основная задача данной техники — это поддержка умеренного кислородного голодания, то есть на протяжении всего времени вы должны испытывать желание вдохнуть большее количество воздуха. Небольшая задержка дыхания позволит обогатить клетки организма кислородом и увеличить уровень диоксида углерода в дыхательных путях.

Чтобы остановить кашель достаточно выполнять такие упражнения в течение всего лишь двух минут, это действительно наиболее действенный способ облегчить свое состояние. Эти техники позволяют подавить даже ночные приступы, а чтобы почувствовать максимальное облегчение, нужно следить за положением своего тела, когда вы ложитесь спать. Чтобы подавить желание кашлять в ночное время, необходимо лечь на левый бок либо на живот, только не на спину.

Вышеперечисленные упражнения включены в систему Бутейко, которая известна всем еще со времен Советского Союза. Такие дыхательные методики являются эффективными не только для лечения затянувшегося, но и хронического кашля и это подтверждено многими пациентами, которые столкнулись с серьезными заболеваниями (бронхит, астма, фиброз, туберкулез, рак легких, синдром приобретенного иммунодефицита). Практически все больные, регулярно страдающие от кашля, подтвердили, что такие упражнения действительно им помогли. Несмотря на это, система Бутейко не раз подвергалась критике, поэтому ваше право, верить в эффективность данной методики или нет, но лучше самостоятельно выполнить упражнения и ощутить результат.

Безусловно, даже у человека, не имеющего высшего медицинского образования, может возникнуть вопрос — как происходит вывод из организма мокроты, если препятствовать процессу откашливания? Необходимо понимать, что методика Бутейко позволяет нормализовать кислородный баланс в организме, тем самым происходит устранение причины кашля и, соответственно, уменьшение количества вырабатываемой организмом мокроты. А ускорить выздоровление можно при помощи дополнительных упражнений.

Эффективная методика избавления от бронхита. Упражнения в борьбе с астмой

Эта комплекс позволит укрепить не только тело, но и восстановить здоровье. Лучше не начинать практиковать в период простудных или более тяжелых заболеваний. Но можно все же выполнить несколько упражнений, которые помогут расслабить позвоночник, а также грудную клетку, ускорив тем самым процесс отхождения мокроты.

Самое простое упражнение и, пожалуй, самое приятное — это «ролики» (перекаты лежа на спине в разные стороны и вперед-назад), двигаться нужно не спеша и при этом следить, чтобы спина была максимально округлой. Но выполнять такое упражнение рекомендуется только тем, у кого нет никаких проблем с позвоночником. С помощью данного массажа удастся не только уменьшить кашель, но и оздоровить полностью весь организм, поскольку в процессе перекатов оказывается давление на нервные корешки спинного мозга, которые отвечают за нормальное функционирование всех органов и систем. «Ролики» позволяют улучшить самочувствие и помогут просыпаться по утрам в хорошем настроении.

Всего несколько упражнений помогут вашему организму избавиться от тяжелых недугов:

  • прогибы. Выполняя прогибы тела назад, происходит раскрытие грудной клетки, наблюдается улучшение работы легких и сердца. Прогибая верхний отдел позвоночника во время приступа астмы, происходит облегчение процесса выдоха. Напротив, если трудно сделать вдох, то необходимо наклониться вперед и прогнуться в области поясницы (если таковые движения не противопоказаны);
  • позы «перевернутые». Чтобы обеспечить хороший отток слизи из легких, нужно стать на голову или на плечи, причем в последнем случае вы сможете также улучшить кровообращение и активизировать иммунную систему;
  • «верблюд». Такая поза позволяет освободить носовой проход, очистить глотку и легкие, а также активизировать лицевые ткани;
  • «лев». При помощи данного упражнения удается активизировать ткани гортани, бронхиол и трахеи, избавиться от тонзиллита, уменьшить воспаление в горле, а также укрепить хрящи щитовидной железы;
  • «рыба». Эта поза помогает восстановить дыхание, а также улучшить работу всех дыхательных органов (глотки, гортани, носового прохода).

Для достижения максимального эффекта упражнения необходимо делать комплексно, не забывая при этом о расслабляющих методиках, к примеру, о позе «трупа». Если вы всерьез обеспокоены своим здоровьем, советуем поближе познакомиться с упражнениями, иногда это единственный способ решить проблему, когда никакие медикаментозные или любые другие средства уже не помогают избавиться от недуга.

Обучение пациента только тогда может быть эффективным, когда знает и понимает значимость каждого этапа обучения. Процесс обучения, как и сестринский процесс , состоит из пяти этапов.

Этапы обучение пациента:

1. Сбор информации о пациенте (обследование) и оценка исходного уровня знаний и умений пациента или его родственников. При каждом контакте с пациентом, начиная с первичного, медицинская сестра получает о нем какую-либо информацию. Таким образом, сбор информации о пациенте является непрерывным. Всю эту информацию медицинская сестра анализирует и оценивает.
Она определяет, имеются ли у пациента знания и умения, касающиеся его состояния, желает ли он или его близкие получить соответствующие знания и умения, способен ли пациент к обучению, в состоянии ли он обучаться и т.д.

2. Определение проблем пациента. Собрав и оценив информацию, медицинская сестра выделяет сестринскую проблему. После этого она должна определить способы решения данной проблемы, что и будет являться содержанием следующих этапов обучения пациента.

3. Определение целей обучения пациента, планирование его содержания. Перед составлением плана обучения пациента медицинская сестра должна поставить перед собой определенные цели. Формулировка целей обучения должна быть ориентирована на три сферы: познавательную, эмоциональную и психологическую. Цели отражают то, что необходимо сделать пациенту, чтобы достичь результата. Грамотно поставленная цель должна содержать три компонента (аспекта):
1) то, что необходимо сделать пациенту (то, что он должен суметь сделать, понять и т.д.), т.е. результат обучения;
2) временные рамки - интервал времени (или конкретная дата), в течение которого будет достигнута цель обучения (к 3-м суткам, через неделю, к концу месяца);
3) с помощью кого или чего цель будет достигнута (самостоятельно, с помощью родственников, при помощи костылей).
Формулировка целей в приведенной ситуации может быть следующей: в познавательной сфере,
психологической сфере, эмоциональной сфере.
В любом случае цели должны быть конкретными, реальными и достижимыми.

После определения целей обучения пациента медицинская сестра планирует содержание и методы обучения. В план включаются время и продолжительность обучения.

Содержание обучения пациента может быть различным: сохранение здоровья, поддержание определенного уровня здоровья, поддержание определенного уровня качества жизни пациента .
Медицинская сестра должна привлекать пациента к составлению индивидуального плана обучения, учитывая его личностные особенности, социальные условия, интерес к изучаемым вопросам и физическое состояние.

4. Реализация плана обучения пациента. Для реализации намеченного плана медицинская сестра совместно с пациентом и/или его родственниками создают благоприятную для обучения обстановку, выбирают время его проведения. Если микроклимат помещения неблагоприятен
(плохое освещение, низкая температура, наличие посторонних) или состояние пациента оставляет желать лучшего (больной расстроен, у него усилились боли, одышка), то обучение
лучше отложить.
Для успешного обучения пациента можно использовать следующие методы:
демонстрация - медицинская сестра показывает навыки самоухода или взаимоухода (чистка зубов, определение ЧДД , использование костылей, инъекции , измерение артериального давления и т.д.); четкая повторяющаяся демонстрация каждого этапа навыка является важным средством достижения целей обучения;
консультирование - медицинская сестра наблюдает со стороны, как пациент выполняет конкретный навык и при затруднении или на сложных этапах оказывает ему консультативную помощь;
разыгрывание ролей - очень эффективный метод обучения, особенно социальным навыкам; при этом методе лучше осознаются возможности пациента и трудности самоухода в бытовой
обстановке, вырабатываются новые навыки (умение завести разговор, уверенно вести себя в конкретной обстановке), повышается уровень самосознания, находятся новые решения проблемы.
Схема обучения состоит из пяти этапов:
1) изложение необходимой информации;
2) повторение пациентом всего, что он запомнил;
3) показ (демонстрация) того, что пациент должен освоить;
4) повторение пациентом самостоятельно или вместе с медицинской сестрой навыка;
5) самостоятельное объяснение и демонстрация пациентом навыка от начала до конца.
Каждая ступень этой схемы может повториться по несколько раз, пока пациент не усвоит запланированный материал. Медицинская сестра должна стремиться перейти от передачи знаний к выработке умений, а затем и к устойчивому навыку.
В процессе обучения пациента необходимо постоянно поддерживать у обучаемых интерес, задавать им наводящие вопросы или строить беседу по принципу «вопрос - ответ», подчеркивать информацию, важную для пациента. В конце беседы важно коротко повторить всю основную информацию.

Медицинской сестре нужно убедиться, что обучаемые правильно поняли передаваемую информацию. Для этого она систематически проверяет и оценивает их знания и умения.

5. Оценка результатов обучения пациента. После реализации плана обучения медицинская сестра оценивает результат, т.е. соотносит его с поставленными целями.

Понимание медицинской сестрой целей, задач и принципов обучения пациента, умение использовать разнообразные методы, способы и средства обучения будут способствовать эффективному обучению больных и их близких и, следовательно, повышению качества их жизни.

Цель: пациент будет правильно и регулярно откашливать мокроту в течение всего времени заболевания.

План

Мотивация

Для разжижения мокроты

2. М/с побеседует с родственниками об обеспечении усиленного питания пациента

Для компенсации потерь белка и укрепления организма

3. М/с обеспечит пациенту позиционный дренаж по 20 мин. в день

Для лучшего отхождения мокроты

4. М/с обучит пациента технике эффективного кашля и будет контролировать в дальнейшем ее применение

Для стимуляции кашля и улучшения дренажа бронхов

5. М/с будет проводить массаж грудной клетки ежедневно по 10 минут в течение недели

Для улучшения кровообращения в легких и стимуляции оттока мокроты

6 М/с будет осуществлять контроль за цветом и количеством мокроты

Для контроля за динамикой кашля

7. М/с будет проводить беседы с пациентом о способах профилактики застоя мокроты, а также о вреде курения и самолечения на фоне продуктивного кашля

Для обеспечения информированного согласия пациента

Оценка эффективности: пациент отметил улучшение отхождения мокроты к концу недели и демонстрирует знания о методах профилактики застоя мокроты. Цель достигнута.

Студент обучает пациента методам профилактики застоя мокроты.

Студент демонстрирует постановку горчичников в соответствии с алгоритмом манипуляции.

Задача № 16

Пациент 47 лет, автослесарь, находится на лечении в пульмонологическом отделении стационара по поводу обострения бронхоэктатической болезни.

Пациента беспокоит кашель с отделением желтовато-зеленой мокроты с неприятным запахом (приблизительно половина стакана в сутки). Карманной плевательницей не пользуется, мокроту сплёвывает в платок или в газету, иногда в раковину. Назначенные врачом препараты принимает нерегулярно, так как часто забывает о часах приёма.

Курит с 18-ти лет по пачке сигарет в день и продолжает курить, хотя отмечает усиление кашля после курения, особенно утром.

Аппетит сохранён, вегетарианец. Мало пьёт жидкости. Пользуется съёмным протезом верхней челюсти.

Пациент волнуется в связи с предстоящей бронхоскопией, спрашивает, болезненна ли и опасна эта процедура, можно ли её сделать под наркозом.

По объективным данным ЧДД 18 в минуту, пульс 80 в минуту, АД 120/80 мм рт. ст., температура 37,2 С.

Задания

Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.

    Объясните пациенту правила подготовки к бронхоскопии.

    Продемонстрируйте на муляже технику в/м введения 0,5 г ампициллина.

Эталон ответа

Проблемы пациента:

- Пациент не умеет правильно откашливаться и не понимает, что это необходимо;

      пациент не понимает необходимости усиленного белкового питания при влажном кашле;

      пациент не понимает необходимости пить больше жидкости;

      пациент не осознаёт факторы риска, негативно сказывающиеся на его состоянии здоровья (курение, недостаточное потребление жидкости, нерациональное питание, нерегулярный приём лекарств);

      пациент испытывает напряжение, тревогу и беспокойство в связи с необходимостью проведения бронхоскопии.

Приоритетная проблема: пациент не умеет правильно откашливаться и не понимает, что это необходимо.

Цель: пациент будет пользоваться карманной плевательницей в течение всего времени заболевания.

Оценка эффективности: пациент откашливает мокроту, пользуясь карманной плевательницей. Пациент знает, как нужно дезинфицировать плевательницу в домашних условиях. Цель достигнута.

Студент доступно объяснит пациенту правила подготовки к бронхоскопии.

Студент демонстрирует технику в/м инъекции ампициллина согласно алгоритму манипуляции.

Задача № 17

Пациент А., 70 лет, поступил в клинику на обследование с предварительным диагнозом: “центральный рак легкого”.

У пациента кашель с отделением мокроты слизистого характера, слабость, периодическое повышение температуры тела до субфебрильных цифр. Жалуется на жару и духоту в палате, с чем связывает плохой сон, головные боли. В полости носа образовались корочки, затрудняющие носовое дыхание, дышит через рот. Отмечает усиление одышки в горизонтальном положении. При попытке лечь повыше всё время сползает вниз. Пациент обеспокоен своим состоянием, утверждает, что мать умерла от онкологического заболевания, и ожидает такого же исхода.

Кожные покровы бледные. Частота дыхания 24 в минуту, пульс 92 в минуту удовлетворительных качеств, АД 120/70 мм рт. ст.

Задания

    Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.

    Обучите пациента правилам сбора мокроты на атипичные клетки.

    Продемонстрируйте технику смены нательного и постельного белья.

Эталон ответа

1. Желчная колика.

Информация, позволяющая м/с распознать неотложное состояние:

Сильная боль в правом подреберье, иррадиирующая в правое плечо;

Периодическая рвота желчью и горечь во рту;

Появление данных жалоб после употребления жирной жареной пищи;

Живот мягкий, резко болезненный в правом подреберье.

Симптом Ортнера положительный

2. Алгоритм действий медсестры:

Вызвать врача для оказания квалифицированной помощи.

Помочь пациентке занять удобное положение.

Оказать помощь при рвоте.

Применить приёмы словесного внушения и отвлечения.

Наблюдать за пациенткой до прихода врача с целью контроля состояния.

Приготовить препараты для купирования желчной колики: баралгин;

платифиллин; но-шпу; метацин.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ №4

ДЕПАРТАМЕНТА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Промежуточная аттестация

по учебной дисциплине

«Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи»

по специальности 060501 «Сестринское дело» - 51

среднее профессиональное образование базовой подготовки

3 курс, 6 семестр

Эталон ответа к задаче № 1

  1. Проблемы пациента:

Настоящие:

лихорадка, одышка, кашель с гнойной мокротой, слабость, пот­ливость; головная боль.

Потенциальные проблемы:

легочное кровотечение, дыхательная недостаточность.

Приоритетная проблема пациента: кашель с обильной гнойной мокротой.

Краткосрочная цель: пациент отметит уменьшение отхождения мокроты к концу недели лечения. Долгосрочная цель: пациент от­метит отсутствие кашля с гнойной мокротой к моменту выписки.

План Мотивация
1. Обеспечить выполнение назначенного режима и диеты Для эффективного лечения
2. Обеспечить пациента плевательницей с притертой крышкой, заполненной на 1/3 дезраствором Для сбора мокроты с гигиенической целью
3. Создать пациенты удобное положение в постели (постуральный дренаж) Для облегчения дыхания и улучшения отхождения мокроты
4. Обучить пациента правильному поведению при кашле, технике эффективного кашля Для активного участия в процессе выздоровления, улучшения отхождения мокроты
5. Обучить пациента дыхательной гимнастике Для улучшения кровообращения и отхождения мокроты
6. Осуществлять контроль за выполнением пациентом комплекса дыхательных упражнений Для эффективной микроциркуляции в легочной ткани
7. Обеспечить проветривание палаты Для улучшения гипоксии легких
8. Провести беседы с родственниками об обеспечении питания с высоким содержанием белка, витаминов и микроэлементов Для компенсации потери белка и повышения защитных сил организма
9. Вести наблюдение за внешним видом и состоянием пациента Для ранней диагностики и своевременного оказания неотложной помощи в случае возникновения осложнений
10. Выполнять назначения врача Для эффективного лечения

Оценка: пациент к концу недели лечения отмечает значительное облегчение; кашель уменьшился. Цель достигнута.

2. Техника проведения оксигенотерапии

Оснащение: стерильный катетер, увлажнитель, дистиллированная вода, источник кислорода с расходомером, стерильный глицерин, лейкопластырь.

Сестринский процесс при ХОБЛ (хронической обструктивной болезни легких) призван повысить качество жизни. Он имеет несколько этапов.

Этапы процесса:

  1. Обследование.
  2. Диагностирование.
  3. Планирование.
  4. Сестринский уход.
  5. Оценка эффективности работы медсестры.

Обследование

Цель - выявление нарушенных потребностей человека.

Объективные методы: термометрия, измерение давления, перкуссия, осмотр и наблюдение. Особое внимание уделяется состоянию кожных покровов и слизистой ротовой полости; наличию цианоза, отеков; форме грудной клетки; прослушиванию хрипов, свистов, длительности времени выдоха; особенностям мокроты (количество, консистенция, цвет, наличие крови).

Субъективные методы: опрос с целью получения информации о самочувствии, наличии хронических заболеваний легких у родственников, вредных привычках, профессиональных воздействиях, перенесенных болезнях, условиях возникновения кашля и одышки.

Лабораторные и инструментальные методы:

  1. Общеклинический анализ крови.
  2. Цитология мокроты.
  3. Проверка функций внешнего дыхания.
  4. Рентгенология.
  5. Бронхоскопия.
  6. Исследование газов крови.

Цель: определение особенностей ухода за конкретным пациентом.

Опираясь на данные обследования, выделяют неотложные состояния, наиболее тягостные, ведущие к ухудшению здоровья, препятствующие самообслуживанию. Нарушения могут быть как физиологические, связанные с болезнью, так и психологические, социальные, духовные.

Методы вмешательств:

  • доврачебная помощь;
  • выполнение врачебных назначений;
  • обеспечение комфортными условиями;
  • психологическая поддержка;
  • технические манипуляции;
  • профилактика осложнений;
  • укрепление здоровья;
  • консультирование и обучение.

Реализация плана

Типы сестринских вмешательств (СВ):

  1. Зависимое СВ. Выполнение назначений врача по проведению лекарственной терапии, физиотерапевтических процедур. Сестринский процесс подразумевает:
  • соблюдение схемы лечения, назначенной врачом;
  • контроль изменений в состоянии больного в результате приема препаратов, предупреждение возникновения побочных эффектов.

Особенности средств, применяемых при хронической обструктивной болезни легких:

  1. Препараты, расширяющие бронхи (антихолинэнергики) - уменьшают влияние блуждающего нерва, вызывающего спазм гладкой мускулатуры. Нужно контролировать возможные побочные эффекты: появление запоров и сухости во рту, нарушение мочеиспускания и зрения.
  2. Бета-агонисты (стимуляторы бета-адренорецепторов), расслабляющие мускулатуру бронхов. Может наблюдаться повышение артериального давления, сердцебиение, тревожность.
  3. Кортикостероиды - гормоны, уменьшающие воспалительный процесс и блокирующие иммунные реакции. Требуют мониторинга изменений основных функций организма (сердечной деятельности, давления, состава крови).
  4. Муколитики разжижают экссудат бронхов и ускоряют его выведение (карбоцистеин, амброксан, ацетилцистеин, амбробене).
  5. Растительные препараты, облегчающие отхаркивание (солодка, термопсис, девясил, чабрец).
  6. Курс антибиотиков назначается врачом при повышении температуры, признаках интоксикации, слабости, выраженной утомляемости.
  7. Оксигенотерапия при нарушении дыхательной деятельности. В условиях лечебного учреждения проводится газовой смесью с увеличенным содержанием кислорода, пропущенной через аппарат Боброва для увлажнения. Способы оксигенотерапии:
  • через носовые катетеры (канюли);
  • с помощью масок;
  • через трахеостомические и интубационные трубки;
  • в кислородных палатках.
  1. Ингаляции. Используются:
  • баллонные спреи (ДАИ - дозирующие аэрозольные ингаляторы);
  • спейсеры - вспомогательные устройства для облегчения применения ДАИ;
  • маски - предназначены для тяжелобольных;
  • небулайзеры - приспособления для создания аэрозоля с нужной величиной частиц.
  1. Независимое СВ. Доврачебная помощь, наблюдение за реакцией на лечение, обеспечение гигиенических мероприятий, консультирование, профилактика, обучение новым приемам, организация досуга. Медицинская сестра разъясняет характер и причины заболевания, способы его лечения и профилактики, необходимость избавления от вредных привычек, профессиональных и бытовых влияний, подбирает оптимальный режим двигательной активности, обучает специальным дыхательным упражнениям, рекомендует диету, инструктирует по применению ингаляторов, спейсеров и небулайзеров. Необходимая информация предоставляется родственникам больного.

Сестринский уход за больным ХОБЛ

Демонстрируется техника продуктивного кашля:

  1. Первый прием - два форсированных выдоха подряд после обычного вдоха, второй - медленный глубокий забор воздуха, задержка дыхания, три кашлевых толчка.
  2. Найти дренажное положение, при котором бронхи освобождаются эффективно, и выдерживать его до получаса в день.
  3. При одышке человеку придают полусидячее положение, активизируют проветривание.
  4. При дыхательной недостаточности проводят оксигенотерапию.
  5. Ингаляции с лекарственными средствами, физраствором, минеральной водой, раствором Рингера до 3 раз в сутки на протяжении недели.
  6. Ознакомление с комплексами дыхательной гимнастики. Надувание воздушных шаров.
  7. Разъяснение необходимости функционального положения в постели.
  8. Массаж грудной клетки.
  9. Регулярное проветривание помещения.
  10. Отсутствие в палате резких запахов, чтобы не провоцировать приступы кашля.

Меры инфекционной безопасности:

  1. Индивидуальные плевательницы с раствором 5% хлорамина, их ежедневное опорожнение и дезинфекция.
  2. При повышении температуры, изменении характера кашля информировать врача и предотвратить распространение инфекции (изоляция, маски, обработка).
  3. Обращать внимание на появление ночной потливости, плохой аппетит, слабость, снижение веса, подъем температуры в первой половине дня.

От приема до выписки медицинская сестра ведет карту наблюдений (температурный лист), где фиксируются основные показатели состояния организма.

Есть еще и взаимозависимое СВ. Сотрудничество с членами медицинской бригады: подготовка к обследованиям, совместная работа с диетологом, физиотерапевтом, врачом лечебной физкультуры.

Обязанность медсестры - проконсультировать об особенностях подготовки к каждому из обследований, проконтролировать соблюдение всех правил пациентом и персоналом.

Например: сбор мокроты проводится утром, после чистки зубов и полоскания рта.

Емкость должна быть стерильной, к ее краям нельзя прикасаться губами.

Необходимое количество - 4-5 мл. Разъяснения больному, что для анализа сдается не слюна, не слизь из носоглотки, а результат откашливания.

В плане сестринского ухода для каждой нарушенной потребности определяются цели, то есть результаты, которых необходимо добиться. Краткосрочные должны быть достигнуты к концу первой недели лечения, долгосрочные - к моменту выписки из стационара. Каждая цель состоит из действия (пациент научится пользоваться ингалятором со спейсером), даты достижения (через неделю), условия (демонстрация и тренировка). Цели должны быть достижимыми, сроки - реальными. Целесообразно участие больного в обсуждении действий, направленных на решение поставленных задач.

Видео об опасности ХОБЛ:

Перед выпиской результаты анализируются, определяется количество восстановленных потребностей. Положительный баланс подтверждает повышение качества жизни.