Алгоритм действия медсестры при проведении увч терапии. Алгоритм действий медсестры Алгоритм действий медсестры начало работы

Рассмотрено на заседании ЦМК Утверждаю

______ХАГ и УС _____________ директордың оқу ісі жөніндегі

Хаттама № ____9 ____ орынбасары

Протокол Зам. директора по УР

«_15 __»__05 __ 2015 ж. Хаттама № _________

ЦӘК төрайымы/төрағасы Протокол

Председатель ЦМК «___»________ 2015 ж.

__________ Апраимов А.А. _____________ Артыкова С.Ж.

Задачи по предмету «Сестринское дело в акушерстве и гинекологии» для специальности «Сестринское дело» ГЭК 2015уч.г.

ЗАДАЧА № 1

Беременная О.Н., 20 лет, поступила в гинекологическое отделение с диагнозом: беременность 8 недель, ранний гестоз, умеренная рвота.

Тошнота и рвота по утрам появились 2 недели назад, но вскоре рвота участилась до 10 раз в сутки до и после приема пищи. Жалуется на слабость, головокружение, отсутствие аппетита, похудела на 3 кг. В пространстве ориентируется адекватно. Тревожна, боится повторения рвоты, на контакты идет, но выражает опасение за исход беременности.

Объективно: сознание ясное, положение в постели активное. Кожные покровы чистые, бледные, сухие. АД 100/80 мм рт. ст. Рs 100 ударов в минуту. Температура тела 37,7° С. Живот правильной формы, участвует в акте дыхание, мягкий, безболезненный.

Задания

2. Объясните беременной, как подготовиться к влагалищному исследованию.

3. Продемонстрируйте на фантоме технику взятия мазка на степень чистоты влагалища.

Эталоны ответов

1. Проблемы беременной:

Настоящие:

Тошнота,

Головокружение,

Слабость.

Потенциальные :

Невынашивание беременности,

Интоксикация.

Приоритетная:

Краткосрочная цель

Долгосрочная цель

План Мотивация
3. Обеспечить обильное питье

Оценка. Беременная отмечает урежение и прекращение рвоты. Беременность сохранена. Цель достигнута.



ЗАДАЧА № 2

Беременная 20 лет, поступила в стационар в гинекологическое отделение с диагнозом: беременность 12 недель. Самопроизвольный угрожающий аборт.

Жалобы на тянущие боли внизу живота и в поясничной области. Заболела 2 дня назад, причину заболевания связывает с подъемом тяжести на работе.

Женщина тревожна, беспокоится за дальнейший исход беременности.

Объективно: сознание ясное, положение в постели активное. Кожные покровы чистые, физиологической окраски. АД 120/80. мм рт. ст., пульс - 74 удара в минуту. Живот мягкий, безболезненный.

Задания

1. Определите проблемы пациентки; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.

Эталоны ответов

1. Проблемы пациентки:

Настоящие :

Боли внизу живота и поясничной области,

Беспокойство за исход беременности.

Потенциальные:

Кровотечение,

Гибель плода

Приоритетная

Боль внизу живота.

Краткосрочная цель : прекратить боли у беременной

Долгосрочная цель : пролонгировать беременность.

План Мотивация
1. Обеспечить психический покой 1 Для уменьшения стрессовых воздействий
2. Создать физический покой 2. Для снятия тонуса и напряжения матки
3. Провести подготовку к процедуре иглорефлексотерапии 3. Для рефлекторного воздействия на мышечный слой матки
4. Провести беседу с мужем в целях обеспечения полового покоя 5. Для снятия тонуса мышечного слоя матки
6. Провести беседу с родственниками об обеспечении питания беременной с высоким содержанием: белка, витаминов и микроэлементов 6. Для полноценного развития плода и профилактики развития анемии у беременной
7. Обеспечить доступ свежего воздуха путем проветривания палаты 7. Для профилактики гипоксии плода
8. Наблюдать за состоянием беременной 8. Для ранней диагностики и своевременного оказания неотложной помощи в случае возникновения осложнений

Оценка: Пациентка отмечает уменьшение и прекращение болей. Появляется уверенность в сохранении беременности. Цель достигнута.

ЗАДАЧА № 3

Пациентка 40 лет, находится на стационарном лечении в гинекологическом отделении с диагнозом: хронический неспецифический сальпингит.

Жалобы на зуд в области вульвы и влагалища, бели. Считает, что эти проявления возникли через несколько дней после проведения курса антибиотикотерапии. Беспокойна, нервозна, жалуется на нарушение сна.

Объективно: при осмотре половых органов - гиперемия малых половых губ, слизистой влагалища, творожистые выделения. Следы расчесов в области наружных половых органов.

Задания

1. Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.

2. Обучите пациентку введению влагалищных тампонов.

3. Продемонстрируйте технику влагалищных ванночек.

Эталоны ответов

1. Проблемы пациентки:

Настоящие :

Зуд, бели;

Беспокойство, нервозность;

Нарушение сна.

Потенциальные проблемы:

Риск развития эрозии шейки матки;

Риск рецидива;

Риск инфицирования полового партнера.

Приоритетная проблема:

Зуд и бели в области половых органов.

Краткосрочная цель: уменьшить зуд и бели у пациентки.

Долгосрочная цель: пациентка не будет предъявлять жалоб на зуд и бели к моменту выписки.

Оценка: пациентка отмечает уменьшение зуда и белей. Цель достигнута.

ЗАДАЧА № 4

В приемный покой гинекологического отделения доставили женщину Жалуется на головокружение, слабость, потемнение в глазах, боли внизу живота, с иррадиацией в задний проход, задержку менструации на 4 нед. Нарушенная внематочная беременность. Объективно: состояние тяжелое, лицо бледное, холодный пот, АД - 80/50 мм рт. ст., пульс100 уд/мин.

Задания

1. Определите и обоснуйте состояние пациентки. Сестринский диагноз?

Эталоны ответов

1. Диагноз: Нарушенная внематочная беременность. Геморрагический шок. В результате остро прервавшейся внематочной беременности у женщины возникло внутреннее кровотечение.

а). имеется головокружение, слабость, потемнение в глазах;

б). АД - 80/50 мм рт.ст., пульс 100 уд/мин.; имеется бледность лица, холодный пот.

а). вызвать дежурного врача по телефону для подтверждения диагноза и оказания неотложной помощи; лаборанта

б). придать больной горизонтальное положение, опустить головной конец, с целью предупреждения гипоксии мозга; дать кислород

в). положить на низ живота пузырь со льдом, с целью уменьшения кровотечения; катетеризировать вазофиксом локтевую вену, подключить в/в физ р-р, с целью повышения ОЦК.

г). определить АД и пульс, наблюдать за состоянием женщины до прихода врача, с целью контроля состояния.

ЗАДАЧА № 5

К цеховой медицинской сестре обратилась женщина с жалобами на схваткообразные боли внизу живота, кровянистые выделения из половых путей.

Анамнез: состоит на учете в женской консультации по поводу беременности. Срок беременности 12 недель.

Объективно: состояние удовлетворительное, кожные покровы розовые, АД 120/80 мм рт.ст. Пульс 72 удара в мин. Живот участвует в акте дыхания, мягкий, при пальпации безболезненный.

Задания

1.Определите и обоснуйте состояние беременной и предварительный сестринский диагноз.

2.Составьте алгоритм действий медицинской сестры с мотивацией каждого этапа.

Эталоны ответов

1.Беременность 12 нед. Угрожающий выкидыш.

Женщине угрожает прерывание беременности.

Информация, позволяющая медсестре заподозрить неотложное состояние:

Схваткообразные боли внизу живота;

Мажущие кровянистые выделения.

2. Алгоритм действий медсестры:

Вызвать скорую помощь, с целью необходимости экстренной транспортировки в гинекологический стационар;

Уложить беременную на кушетку, с целью создания физического покоя;

Периодически определять пульс, АД, наблюдать за женщиной до прибытия врача, с целью контроля состояния.

ЗАДАЧА № 6

На ФАПе многорожавшая женщина родила живого ребенка весом 4200гр. При родах присутствовала медицинская сестра. Роды произошли быстро. Послед самостоятельно отделился и родился. При осмотре последа дефектов не выявлено. Кровопотеря составила приблизительно 300 мл. Через 15 мин. При очередном наружном массаже матки –матка без четких контуров, периодически расслабляется. Кровопотеря составила 600 мл. Женщина жалуется на слабость, усталость, головокружение. Объективно: кожные покровы бледно-розовые, пульс 94 уд. в мин. АД 100/60 мм рт. ст. Из половых путей обильные кровянистые выделения.В мерной емкости кровопотеря составила 600 мл.

Задания.

1. Определите и обоснуйте сестринский диагноз и состояние родильницы.

2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры с мотивацией каждого этапа.

Эталоны ответов.

1. ДЗ: Ранний послеродовый период. Раннее послеродовое атоническое кровотечение. Геморрагический шок 1 ст.В экстремальной ситуации произошли быстрые роды у многорожавшей женщины крупным плодом, что явилось причиной снижения тонуса матки и кровотечения.

2.Информация, позволяющая медсестре заподозрить неотложное состояние:

Роды произошли вне стационара;

Ранний послеродовый период; снижение тонуса матки

Продолжающие кровянистые выделения из половых путей.

ШИ= 0,9,что говорит о геморрагическом шоке 1 ст и обьеме кровопотери около 700мл.

Алгоритм действий медсестры

Вызвать по рации бригаду скорой помощи, с целью экстренной транспортировки в родильный дом.

Мобилизовать весь мед персонал ФАПа для помощи

Успокоить родильницу, придать удобное положение, дать кислород,начать оказывать неотложную мед. помощь, согласно СОПу при послеродовых кровотечениях, пользуясь укладкой, имеющейся на ФАПе.

Периодически производить наружный массаж матки, наблюдать за выделениями из половых путей.

Наблюдать за состоянием родильницы, периодически определять пульс, АД, с целью контроля состояния. Вести лист наблюдения.

ЗАДАЧА № 7

Беременность 38нед. Жалобы: на головную боль, мелькание мушек перед глазами, боли в эпигастральной области, однократную рвоту. Состояние беременной тяжелое, АД 170/110, - пульс 85 ударов минуту, ЧДД-19 в/минуту. Родовой деятельности нет, матка невозбудима, сердцебиение плода приглушенное, 140 в/ми, ритмичное, справа ниже пупка.Из половых путей патологических выделений нет. На нижних конечностях отеки.

Задание:

1.Назовите предварительный сестринский диагноз

2.Определите и обоснуйте состояние беременной.

3.Составьте алгоритм действий медицинской сестры.

4.Неотложная доврачебная помощь

5. Принцип госпитализации.

Эталон ответа:

1.ДЗ : Беременность 38 нед. Тяжелая преэклампсия. Продольное положение плода, 2 позиция, головное предлежание.

2. У беременной неотложное тяжелое состояние, требующее оказание доврачебной медицинской помощи, т.к. увеличивается риск отслойки нормально расположенной плаценты, нарушения мозгового кровообращения, отслойки сетчатки, эклампсии, массивного коагулопатического кровотечения в результате отслойки плаценты, антенатальная асфиксия плода.

Информация, позволяющая медсестре заподозрить неотложное тяжелое состояние : имеются симптомы тяжелой преэклампсии головная боль, мелькание мушек перед глазами, боли в эпигастральной области, однократная рвота., а также тяжелая артериальная гипертензия. АД 170/110.

3.Беременной необходимо оказать неотложную доврачебную помощь.

4.Согласно СОПу, начинают с противосудорожной магнезиальной терапии (профилактика судорог)с дальнейшей гипотензивной терапии(нифидепин для профилактики нарушения мозгового кровообращения).

5.Вызвать скорую помощь. Госпитализация на носилках на 3 уровень, согласно приказу МЗ РК № 325 « О регионализации»

Противосудорожная терапия- магнезиальная терапия-нагрузочная доза 20мл сульфата магния 25% р-ра в/в медленно в течении 10-15 мин. При отсутствии возможности в/ в введения- по 10 мл сульфата магния 25% р-ра в/м с 1мл 2% раствора новокаина. Затем поддерживающая доза магнезиальной терапии- в/в капельное подключить систему: 320мл физиологического р-ра с 80мл 25 % р-ра сульфата магния 11-22 капли в минуту. Катетеризация мочевого пузыря Контролировать состояние беременной (АД, ЧДД, Ps). Оксигенотерапия.

ЗАДАЧА № 8.

Пациентка О.Н., 20 лет, поступила в гинекологическое отделение с жалобами на задержку менструации в течении 3-х месяцев, тошноту и рвоту до 10 раз в сутки до и после приема пищи. на слабость, головокружение, отсутствие аппетита, похудела на 3 кг. В пространстве ориентируется адекватно. Тревожна, боится повторения рвоты, на контакты идет, но выражает опасение за исход беременности. Объективно: сознание ясное, положение в постели активное. Кожные покровы чистые, бледные, сухие. АД 100/80 мм рт. ст. Рs 100 ударов в минуту. Температура тела 37,7 С. Живот правильной формы, участвует в акте дыхание, мягкий, безболезненный. Из половых путей патологических выделений нет.

Задания

1. Определите проблемы пациентки; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.

2.Диагноз.

Эталоны ответов Диагноз Беременность 12 нед. Рвота средней степени.

1.Проблемы беременной:

Настоящие: рвота, тошнота, головокружение, слабость.

Потенциальные:

Приоритетная: рвота.

Краткосрочная цель : у пациентки в ближайшие дни прекратится рвота, тошнота и обезвоживание организма.

Долгосрочная цель : пациентка не будет предъявлять жалоб на рвоту и тошноту при выписке.

План Мотивация
1. Создать беременной полный покой и длительный сон 1. Для уменьшения стрессовых воздействий на ЦНС
2. Изоляция от пациенток с таким же диагнозом 2. Для исключения рефлекторного воздействия на рвотные центры
3. Обеспечить обильное питье 3. Для восполнения объема потерянной жидкости.
4. Провести беседу об особенностях приема пищи (небольшие порции, в холодном виде) 4. Для усвоения организмом принятой пищи.
5. Провести беседы об обеспечении питания с высоким содержанием белка, витаминов, микроэлементов. 5. Для компенсации потери белка и повышение защитных сил организма
6. Обеспечить доступ свежего воздуха путем проветривания палаты в течение дня 6. Для улучшения аэрации легких, обогащения воздуха кислородом
7. Провести беседы о необходимости полоскания рта раствором шалфея, коры дуба 7. Для уменьшения слюнотечения
8. Наблюдать за внешним видом и состоянием пациентки 8. Для ранней диагностики и своевременного оказания неотложной помощи в случае возникновения осложнений

Оценка . Беременная отмечает урежение и прекращение рвоты. Беременность сохранена. Цель достигнута.

ЗАДАЧА № 9.

К цеховой медицинской сестре обратилась женщина с жалобами на схваткообразные боли внизу живота, обильные кровянистые выделения из половых путей, слабость, головокружение. Причину заболевания связывает с подъемом тяжести на работе. Женщина тревожна, беспокоится за дальнейший исход беременности Анамнез: состоит на учете по поводу беременности. Срок беременности 12 недель. Объективно: состояние средней степени тяжести, кожные покровы бледные, АД - 100/60 мм рт. ст., пульс - 82 уд./ мин. Живот участвует в акте дыхания, мягкий, при пальпации безболезненный.

Задания:

1.Предварительный сестринский диагноз и обоснуйте.

2.Определите проблемы пациентки; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.

3. Вычислите шоковый индекс. Предположите объем кровопотери.

Эталон ответа.

1. Беременность 12 нед. Аборт в ходу. Геморрагический шок 2 ст. Женщине угрожает прерывание беременности и развитие ДВС-синдрома.

Информация, позволяющая медсестре заподозрить неотложное состояние:

1)схваткообразные боли внизу живота; обильные кровянистые выделения из половых путей, кожные покровы бледные.

2) АД - 90/60 мм рт. ст., пульс - 90 уд./ мин.ШИ-1.Предположительный объем кровопотери-20% от ОЦК.

3). Проблемы пациентки:

Настоящие:

Схваткообразные боли внизу живота

Беспокойство за исход беременности.

Потенциальные: гибель плода

Приоритетная кровотечение

Краткосрочная цель : вызвать скорую помощь, с целью необходимости экстренной транспортировки в гинекологический стационар для остановки кровотечения

Долгосрочная цель: пациентка не будет предъявлять жалоб на кровотечение к моменту выписки.

2.Алгоритм действий медсестры:

1)Вызвать скорую помощь. Успокоить пациентку, уложить на кушетку, с целью психологического и физического покоя.

2)Обеспечить контакт с веной. Подключить в/в систему с 500мл физ. р-ра, с целью поддержания ОЦК и предотвращения спазма сосудов.

3) Обеспечить подачу кислорода через маску, с целью снижения гипоксии головного мозга

4)Вести наблюдение за АД, пульсом, записывая в лист наблюдений.

5) Госпитализация на носилках.

ЗАДАЧА № 10.

Женщина 26 лет на 6-7 недели беременности доставлена машиной скорой помощи в гинекологический стационар с жалобами на многократную рвоту (до 15-20 раз в сутки), обильное слюнотечение. Беспокоит общая слабость, недомогание, отсутствие аппетита, плохой сон, раздражительность, слабые боли внизу живота. Отмечает снижение функции мочеиспускания. Объективно: Кожные покровы бледные, отмечается иктеричность склер; в углах рта трещинки, запах ацетона изо рта; АД 90/60 мм.рт.ст., пульс 120 ударов в 1 минуту, слабого наполнения.

Задание.

1.Поставьте сестринский диагноз и обоснуйте его.

2.Используйте этапы сестринского процесса. Определите проблемы пациентки; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.

Эталон ответа. Диагноз: Беременность 6-7 недель. Ранний токсикоз. Чрезмерная рвота. Слюнотечение.

Приоритетные проблемы: рвота

Настоящие: общая слабость, недомогание, отсутствие аппетита, плохой сон, раздражительность

Потенциальные: невынашивание беременности, интоксикация.

Немедленное является обязательным действием для медицинской сестры. От правильности действий зависит жизнь пациента, об этом необходимо помнить. поэтому так важно знать последовательность действий и четко выполнять из при возникшем случае анафилактического шока.

Анафилактический шок – острая системная аллергическая реакция I типа сенсибилизированного организма на повторное введение аллергена, клинически проявляющаяся нарушением гемодинамики с развитием недостаточности кровообращения и тканевой гипоксии во всех жизненно важных органах и угрожающая жизни пациента.

Медицинская помощь оказывается немедленно на месте возникновения анафилактического шока.

Доврачебные мероприятия:

  1. немедленно прекратить введение лекарственного препарата и вызвать врача через посредника, оставаться с пациентом рядом;
  2. наложить жгут выше места инъекции на 25 минут (если возможно), каждые 10 минут ослаблять жгут на 1-2 минуты, к месту инъекции приложить лед или грелку с холодной водой на 15 минут;
  3. уложить больного в горизонтальное положение (с опущенным головным концом), повернуть голову в сторону и выдвинуть нижнюю челюсть (во избежание аспирации рвотных масс), удалить съемные зубные протезы;
  4. обеспечить поступление свежего воздуха и подачу кислорода;
  5. при остановке дыхания и кровообращения проводить сердечно-лёгочную реанимацию в соотношении 30 компрессий на грудную клетку и 2 искусственных вдоха «изо рта – в рот» или «изо рта – в нос»;
  6. ввести 0,1% раствор адреналина 0,3-0,5 мл внутримышечно;
  7. обколоть место введения лекарственного препарата в 5-6 точках 0,1% раствором адреналина 0,5 мл с 5 мл 0,9% раствора натрия хлорида;
  8. обеспечить внутривенный доступ и начать вводить внутривенно капельно 0,9% раствор натрия хлорида;
  9. ввести преднизолон 60-150 мг в 20 мл 0,9% раствора натрия хлорида внутривенно (или дексаметазон 8-32 мг);

Врачебные мероприятия:

  • Продолжить введение 0,9% раствора хлорида натрия в объеме не менее 1000 мл для восполнения объема циркулирующей крови, в условиях стационара – 500 мл 0,9% раствора натрия хлорида и 500 мл 6% раствора рефортана ГЭК.
  • При отсутствии эффекта, сохранении гипотонии повторить введение 0,1% раствора адреналина 0,3-0,5 мл внутримышечно через 5-20 минут после первой инъекции (при сохранении гипотонии инъекции можно повторять через 5-20 минут), в условиях стационара при возможности кардиомониторирования вводить внутривенно в той же дозе.
  • При отсутствии эффекта, сохранении гипотонии, после восполнения объема циркулирующей крови, ввести допамин (200 мг допамина на 400 мл 0,9% раствора натрия хлорида) внутривенно капельно со скоростью 4-10 мкг/кг/мин. (не более 15-20 мкг/кг/мин.) 2-11 капель в минуту для достижения систолического АД не менее90 ммрт. ст.
  • При развитии брадикардии (ЧСС менее 55 в минуту) ввести 0,1% раствор атропина 0,5 мл подкожно, при сохраняющейся брадикардии повторить введение в той же дозе через 5-10 минут.

Постоянно контролировать АД, ЧСС, ЧД.

Как можно раньше транспортировать пациента в реанимационное отделение.

Возможно, вам никогда не придется проводить оказание помощи при анафилактическом шоке по той причине, что при вас он не произойдет. Однако медицинская сестра всегда должна быть готова к немедленным действиям согласно приведенного алгоритма.

Алгоритм действий медсестры при анафилактическом шоке

Поскольку анафилактический шок возникает в большинстве случаев при парентеральном введении лекарственных препаратов, первую помощь пациентам надают медсестры манипуляционного кабинета. Действия медсестры при анафилактическом шоке делятся на самостоятельные и действия в присутствии врача.

Сначала нужно немедленно прекратить введение препарата. Если шок наступил во время внутривенной инъекции, иголка должна оставаться в вене для обеспечения адекватного доступа. Шприц или систему следует заменить. Новая система с физиологическим раствором должна быть в каждом манипуляционном кабинете. В случае прогрессирования шока, медсестра должна проводить сердечно-легочную реанимацию в соответствии с действующим протоколом. Важно не забывать о собственной безопасности; применить средства индивидуальной защиты, например, одноразовый прибор для искусственного дыхания.

Предупреждение проникновения аллергена

Если шок развился в ответ на укус насекомого, нужно принять меры, чтобы яд не распространялся по организму потерпевшего:

  • - удалить жало, не сжимая его и не пользуясь пинцетом;
  • - на место укуса приложить пузырь со льдом или холодный компресс;
  • - выше места укуса наложить жгут, но не более чем на 25 минут.

Положение пациента при шоке

Пациент должен лежать на спине с повернутой головой набок. Чтобы облегчить дыхание, освобождают грудную клетку от сжимающей одежды, открыть окно для притока свежего воздуха. При необходимости следует проводить оксигенотерапию, если есть возможность.

Действия медсестры для стабилизации состояния пострадавшего

Нужно продолжить извлечение аллергена из организма в зависимости от способа его проникновения: обколоть место инъекции или укуса 0,01% раствором адреналина, промыть желудок, поставить очистную клизму, если аллерген находится в ЖКТ.

Для оценки риска для здоровья пациента, нужно проводить исследования:

  1. - проверить состояние показателей АВС;
  2. - оценить уровень сознания (возбудимость, тревожность, торможение, потеря сознания);
  3. - обследовать кожу, обратить внимание на её цвет, наличие и характер сыпи;
  4. - установить тип отдышки;
  5. - подсчитать количество дыхательных движений;
  6. - определить характер пульса;
  7. - измерить артериальное давление;
  8. - при возможности - сделать ЕКГ.

Медицинская сестра налаживает постоянный венозный доступ и начинает вводить препараты по назначению врача:

  1. - внутривенно капельно 0,1% раствор адреналина 0,5 мл в 100 мл физиологического раствора;
  2. - в систему ввести 4-8 мг дексаметазона (120 мг преднизолона);
  3. - после стабилизации гемодинамики - использовать антигистаминные препараты: супрастин 2% 2-4 мл, димедрол 1% 5 мл;
  4. - инфузионная терапия: реополиглюкин 400 мл, натрия гидрокарбонат 4%-200 мл.

При дыхательной недостаточности нужно подготовить набор для интубации и ассистировать врачу во время проведения процедуры. Продезинфицировать инструменты, заполнить медицинскую документацию.

После стабилизации состояния пациента, нужно транспортировать его в отделение аллергологии. Наблюдать за основными жизненными показателями до полного излечения. Научить правилам профилактики угрожающих состояний.

Раздел 5. АЛГОРИТМ НЕОТЛОЖНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПРИ АНАФИЛАКТИЧЕСКОМ ШОКЕ

Раздел 4. СПИСОК МЕДИКАМЕНТОВ И ОБОРУДОВАНИЯ В ПРОЦЕДУРНЫХ КАБИНЕТАХ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ЛЕЧЕНИЯАНАФИЛАКТИЧЕСКОГО ШОКА

  1. Раствор адреналина 0,1% – 1 мл N 10 амп.
  2. Физиологический раствор (0,9% р-р натрия хлорида) флаконы 400 мл N 5.
  3. Глюкокортикоиды (преднизолон или гидрокортизон) в ампулах N 10.
  4. Димедрол 1% р-р – 1 мл N 10 амп.
  5. Эуфиллин 2,4% р-р – 10 мл N 10 амп. или сальбутамол для ингаляций N 1.
  6. Диазепам 0,5% р-р 5 – 2 мл. – 2 – 3 амп.
  7. Кислородная маска или S-образный воздуховод для проведения ИВЛ.
  8. Система для внутривенных инфузий.
  9. Шприцы 2 мл и 5 мл N 10.
  10. Жгут.
  11. Вата, бинт.
  12. Спирт.
  13. Сосуд со льдом.

Анафилактический шок – патологическое состояние, в основе которого лежит аллергическая реакция немедленного типа, развивающаяся в сенсибилизированном организме после повторного внедрения в него аллергена и характеризующаяся острой сосудистой недостаточностью.

Причины : лекарственные препараты, вакцины, сыворотки, укусы насекомых (пчел, шершней и т.д.).

Чаще всего характеризуется внезапным, бурным началом в течение от 2 секунд до часа, после контакта с аллергеном. Чем быстрее развивается шок, тем хуже прогноз.

Основные клинические симптомы : внезапно появляется беспокойство, чувство страха смерти, депрессия, пульсирующая головная боль, головокружение, шум в ушах, чувство сдавления в груди, снижение зрения, «пелена» перед глазами, потеря слуха, боли в сердце, тошнота, рвота, боли в животе, позывы на мочеиспускание и дефекацию.

При осмотре: сознание может быть спутанным или отсутствовать. Кожные покровы бледные с цианотичным оттенком (иногда гиперемия). Изо рта пена, могут быть судороги. На коже может быть крапивница, отек век, губ, лица. Зрачки расширены, над легкими коробочный звук, дыхание жесткое, сухие хрипы. Пульс частый, нитевидный, АД снижено, тоны сердца глухие.

Доврачебная помощь при анафилактическом шоке:

Post Views: 11 374

Цели сестринского ухода:

1. Определить потребности пациента в уходе в связи с применением лечебного или гигиенического массажа. Например,

Уход за кожными покровами,

Изменение сна,

Появление каких-либо болевых реакций,

Особенности питания и выделения при применении

массажа живота или других областей тела,

Изменение физической активности в связи с выделением

времени на отдых перед и после процедуры,

Знакомство пациента с данным методом лечения,

Формирование положительной реакции со стороны

психоэмоционального состояния пациента на процедуры и т.д.

2. Определение ожидаемых результатов ухода и определение приоритетов. Со стороны пациента желательно сформировать

· активное отношение к собственному здоровью,

· заинтересованность в проводимом лечении,

· положительную реакцию со стороны органов и систем организма на процедуры-улучшение процессов регуляции и восстановление функций и сохранение нормального состояния кожных покровов.

3. Применение сестринского вмешательства, направленного на удовлетворение потребностей пациента. Например:

· уход за кожей,

· совет и обучение больного самостоятельно ухаживать за кожными покровами,

· совет и обучение больного правильному постоению режима дня с учетом проводимой терапии,

· выполнение процедур общеукрепляющего массажа,

· информирование пациента о данном методе лечения с целью оказать косвенное психотерапевтическое воздействие,

· наблюдение за работой других медсестер для организации комплексного положительного влияния на пациента.

4. Оценка эффективности ухода проводится по 3 направлениям: оценка реакции пациента, оценка дастижения поставленных целей, оценка качества проводимых вмешательств.

1. оценка реакции пациента на вмешательство -учитывается мнение пациента о проводимом сестринском вмешательстве. Реакция может быть положительной и отрицательной. Достижение взаимопонимания с медицинской сестрой, благоприятная динамика состояния здоровья и активное отношение к собственному здоровью являются критериями оценки реакции пациента на вмешательство.

2-оценка достижения поставленных целей- насколько были достигнуты цели, поставленные в процессе ухода.

3-оценка качества проводимых вмешательств- оценивается сама техника выполнения процедур ухода и массажа, соответствие принятым правилам. При проведении общеукрепляющего массажа медицинской сестрой желательно применять в ограниченном количестве элементы традиционного массажа, так как для их качественного освоения необходима дополнительная подготовка.

Оценка проводится постоянно и основное внимание уделяется улучшению состояния здоровья пациента. При этом реакция пациента сравнивается с ожидаемой реакцией, например: уменьшение болевых ощущений, улучшение сна, настроения, уменьшение тревожности, хорошее состояние кожных покровов.

При этом медицинская сестра должна умело применять знания из терапии, хирургии и других медицинских, психологических, социальных дичциплин для проведения правильной оценки реакции пациента на процедуру.

Измерение температуры тела в подмышечной впадине

1. Осмотреть подмышечную впадину, вытереть салфеткой кожу

подмышечной области насухо.

2. Вынуть термометр из стакана с дезинфицирующим раствором. После

дезинфекции термометр следует ополоснуть проточной водой и

тщательно вытереть насухо.

3. Встряхнуть термометр для того, чтобы ртутный столбик опустился до отметки ниже 35 0С.

4. Поместить термометр в подмышечную впадину таким образом, чтобы ртутный резервуар со всех сторон соприкасался с телом пациента; предложить больному плотно прижать плечо к грудной клетке (при необходимости медицинский работник должен помочь больному удержать руку).

5. Вынуть термометр через 10 минут, запомнить показания.

6. Встряхнуть термометр, чтобы ртутный столбик опустился ниже 35 0С.

7. Поместить термометр в емкость с дезинфицирующим раствором.

8. Зафиксировать показания термометра в температурном листе.

Измерение артериального давления

Последовательность выполнения

2. Объяснить суть, ход предстоящих действий.

3. Получить согласие пациента на процедуру.

4. Предупредить пациента о предстоящей процедуре за 15 минут до ее

5. Подготовить необходимое оснащение.

6. Вымыть и осушить руки.

7. Придать пациенту удобное положение, сидя или лежа.

8. Уложить руку пациента в разогнутом положении ладонью вверх, подложив валик под локоть.

9. Наложить манжетку тонометра на обнаженное плечо пациента на 2-3 см выше локтевого сгиба так, чтобы между ними проходил 1 палец. Трубки манжетки обращены вниз.

10. Соединить манометр с манжеткой, укрепив его на манжетке.

11. Проверить положение стрелки манометра относительно «0»-й отметки шкалы.

12. Определить пальцами пульсацию в локтевой ямке, приложить на это место фонендоскоп.

13. Закрыть вентиль груши, нагнетать воздух в манжетку до исчезновения пульсации в локтевой артерии +20-30 мм рт. ст. (несколько выше предполагаемого АД).

14. Открыть вентиль, медленно выпускать воздух, выслушивая тоны, следить за показаниями манометра.

15.Отметить цифру появления первого удара пульсовой волны, соответствующую систолическому АД.

16.Выпускать медленно из манжетки воздух.

17.«Отметить» исчезновение тонов, что соответствует диастолическому АД.

18.Выпустить весь воздух из манжетки.

19.Повторить процедуру через 5 минут.

20.Снять манжетку.

21.Уложить манометр в чехол.

22.Продезинфицировать головку фонендоскопа методом двукратного

протирания 70% этиловым спиртом.

23.Оценить результат.

24.Сообщить пациенту результат измерения.

25.Провести регистрацию результата в виде дроби (в числителе – систолическое давление, в знаменателе - диастолическое) в необходимой документации.

Измерение артериального пульса

1. Установить доверительные отношения с пациентом.

2. Объяснить суть и ход процедуры.

3. Получить согласие пациента на процедуру

4. Подготовить необходимое оснащение

5. Вымыть и осушить руки

6. Придать пациенту удобное положение, сидя или лежа.

7. Охватить одновременно кисти пациента пальцами своих рук выше

лучезапястного сустава так, чтобы 2, 3 и 4-й пальцы находились над лучевой артерией (2-й палец у основания большого пальца). Сравнить колебания стенок артерий на правой и левой руках.

8. Провести подсчет пульсовых волн на той артерии, где они лучше выражены в течение 60 секунд.

9. Оценить интервалы между пульсовыми волнами.

10. Оценить наполнение пульса.

11. Сдавить лучевую артерию до исчезновения пульса и оценить напряжение пульса.

12. Провести регистрацию свойств пульса на температурном листе графическим, а в листе наблюдения - цифровым способом.

13. Сообщить пациенту результаты исследования.

14. Вымыть и осушить руки.

Измерение частоты дыхательных движений.

Последовательность выполнения:

1. Создать доверительные отношения с пациентом.

2. Объяснить пациенту необходимость подсчета пульса, получить согласие.

3. Взять руку пациента, как для исследования пульса.

4. Положить свою и пациента руки на грудную клетку (при грудном типе дыхания) или эпигастральную область (при брюшном типе дыхания) пациента, имитируя исследование пульса.

6. Оценить частоту, глубину, ритм и тип дыхательных движений.

7. Объяснить пациенту, что ему сосчитали частоту дыхательных движений.

8. Вымыть и осушить руки.

9. Провести регистрацию данных в температурном листе.

Подсчет ЧДД проводится без информирования пациента об исследовании частоты дыхания.

Измерение роста

Порядок выполнения:

1.Подложить на площадку ростомера (под ноги пациента) сменную салфетку.

2.Поднять планку ростомера и предложить пациенту встать (без обуви!) на площадку ростомера.

3.Поставить пациента на площадку ростомера; к вертикальной планке ростомера должны плотно прилегать затылок, позвоночник в области лопаток, крестец и пятки пациента; голова должна быть в таком положении, чтобы козелок уха и наружный угол глазницы находились на одной горизонтальной линии.

4.Опустить планку ростомера на голову пациента и определить на шкале рост по нижнему краю планки.

5.Помочь пациенту сойти с площадки ростомера и убрать салфетку.

Определение массы тела (веса) больного

Порядок выполнения:

1.Подложить на площадку весов (под ноги пациента) сменную салфетку.

2.Открыть затвор весов и отрегулировать их: уровень коромысла весов, на котором все гири находятся в «нулевом положении» должен совпадать с контрольной отметкой – «носиком» весов в правой их части.

3.Закрыть затвор весов и предложить больному встать (без обуви!) в центр площадки весов.

4.Открыть затвор и определить массу пациента, передвигая гири на двух планках коромысла до тех пор, пока коромысло не встанет вровень с контрольной отметкой медицинских весов.

5.Закрыть затвор.

6.Помочь больному сойти с весов и убрать салфетку.

7.Записать данные измерения.

Промывание желудка

Показания: проводится с лечебной, диагностической целью, а также для устранения из желудка остатков недоброкачественного продукта и других веществ. Необходимое оснащение : желудочный зонд с двумя отверстиями, воронка, таз.

Для определения длины зонда применяют следующую формулу:

I = L – 100 (см), где I – длина зонда, L – рост пациента, см.

Зонд вводится на заранее определенную длину в желудок. Подтверждением того, что зонд находится в желудке, является прекращение позывов рвоты. После введения зонда к наружному концу присоединяют воронку, затем воронку поднимают вверх и заполняют 2% раствором бикарбоната натрия, после чего опускают ниже уровня желудка для выведения желудочного содержимого и так повторяют до поступления из желудка чистых промывных вод. Количество промывных вод в тазу должно примерно соответствовать объему введенной через воронку жидкости.

Техника проведения дуоденального зондирования

1. Объяснить пациенту порядок проведения процедуры.

2. Правильно усадить больного: опираясь на спинку стула наклонить голову вперед.

3. На шею и грудь больного положить полотенце, если есть съемные протезы, их необходимо снять.

5. Осторожно поместить слепой конец зонда на корень языка больного и попросить делать глотательные движения.

6. При достижении зондом желудка (на зонде метка 50 см) на его свободный конец наложить зажим.

7. Уложить больного на кушетку без подушки на правый бок, предложив согнуть ему ноги в коленях, под правый бок на область печени подложить теплую грелку.

8. Попросить больного продолжить заглатывание зонда в течение 20-60 минут до метки 70 см.

9. Опустить в пробирку конец зонда, снять зажим: если олива зонда находится в начальной части ДПК, в пробирку начинает поступать золотисто-желтая жидкость.

10.Собрать 2 - 3 пробирки поступаемой жидкости (порция А – дуоденальная желчь), наложить на конец зонда зажим.

11.Уложить больного на спину, снять зажим и ввести через зонд шприцем подогретый раздражитель (40 мл 40% глюкозы, сульфат магния или сорбит) для открытия сфинктера Одди, наложить зажим.

12.Через 10-15 мин попросить больного опять лечь на правый бок, опустить зонд в следующую пробирку и снять зажим: должна поступать густая жидкость темно-оливкового цвета (порция В – из желчного пузыря), которая выделяется в течение 20-30 мин.

13.Когда начнет выделяться прозрачная жидкость золотисто-желтого цвета (порция С – печеночная желчь), опустить зонд в следующую пробирку и собирать ее в течение 20 - 30 мин.

14.После окончания процедуры осторожно извлечь зонд и погрузить его в емкость с дезинфицирующим раствором.

15.Все три порции желчи в теплом виде, вместе с направлением отправляют в лабораторию для диагностики.

Подготовка больного для сдачи анализа мочи

1.Объяснить пациенту цель и правила проведения исследования.

2. Накануне исследования пациенту необходимо ограничить употребление продуктов (морковь, свекла), воздержаться от приема лекарственных препаратов по назначению врача (мочегонные, сульфаниламиды).

3. Не менять питьевой режим за сутки до исследования.

4. Накануне и в день взятия мочи необходимо провести туалет наружных половых органов пациента.

Определение суточного диуреза

Цель: диагностика скрытых отеков.

Показания:

Наблюдение за пациентом с отеками;

Выявление скрытых отеков, нарастания отеков;

Контроль эффективности воздействия диуретических средств.

Необходимое оснащение: медицинские весы, мерная стеклянная

градуированная емкость для сбора мочи, лист учета водного баланса.

Последовательность выполнения:

1. Установить доверительные отношения с пациентом, оценить его

способности к самостоятельному проведению процедуры. Убедиться, что пациент сможет проводить учет жидкости.

2. Объяснить цель и ход исследования и получить согласие пациента на процедуру.

3. Объяснить пациенту необходимость соблюдения обычного водно- пищевого и двигательного режима.

4. Убедиться, что пациент не принимал мочегонные препараты в течение 3 дней до исследования.

5. Дать подробную информацию о порядке записей в листе учета водного баланса, убедиться в умении заполнять лист.

6. Объяснить примерное процентное содержание воды в продуктах питания для облегчения учета водного баланса.

7. Подготовить оснащение.

8. Объяснить, что в 06.00 необходимо слить мочу в унитаз.

9. Собирать мочу после каждого мочеиспускания в градуированную емкость, измерять диурез.

10.Фиксировать количество выделенной жидкости в листе учета.

11.Фиксировать количество выпитой жидкости в листе учета.

12.Объяснить, что необходимо указывать время приема или введения

жидкости, а также время выделения жидкости в листе учета водного баланса в течение суток, до 06.00 следующего дня.

13.В 06.00 следующего дня сдать лист учета медицинской сестре.

14.Определить медицинской сестре, какое количество жидкости должно выделиться с мочой (в норме).

15.Сравнить количество выделенной жидкости с количеством рассчитанной жидкости (в норме).

18.Сделать записи в листе учета водного баланса.

Порядок раздачи лекарственных средств

Лекарственные средства назначаются только врачом. Палатная медицинская сестра перед выдачей лекарственных средств должна:

1. Тщательно вымыть руки.

3. Проверить срок годности лекарственного вещества.

4. Проверить назначенную дозу.

5. Проконтролировать приём пациентом лекарственного препарата (он

должен принять лекарство в присутствии медсестры).

6. Если лекарственное средство назначается для приёма несколько раз в день, то следует соблюдать правильные временные интервалы.

7. Препараты, принимаемые натощак, дают больному утром за 20-60 минут до завтрака, принимаемые до еды - за 15 минут до приема пищи, принимаемые после еды - через 15 минут после приема пищи. Лекарственные средства нужно хранить только в упаковке, отпущенной из аптеки.

При приеме таблетки, драже, капсулы, пилюли пациент помещает их на корень языка и запивает водой. Если пациент не может проглотить таблетку целиком, можно предварительно измельчить ее (исключение составляют таблетки, содержащие железо, их необходимо принимать целиком). Драже, капсулы, пилюли принимают в неизменном виде. Порошок высыпают пациенту на корень языка, дают запить водой. Микстуры, отвары назначают по столовой (15мл), чайной (5мл) или десертной (10мл) ложке. Удобнее пользоваться градуированной мензуркой.

Оксигенотерапия

Показанием для проведения оксигенотерапии является устранение гипоксии различного происхождения. Различают ингаляционные, неингаляционные (внелегочные) и гипербарические методы подачи кислорода. Самыми распространенными являются ингаляционные методы введения кислорода. Ингаляция кислорода (кислородных смесей) осуществляется с помощью кислородных масок, колпаков, палаток и тентов, катетеров, аппарата ИВЛ. Гипербарическая оксигенация проводится с помощью барокамер, представляет собой лечебное применение кислорода под давлением более 1 атм. Режим оксигенотерапии может быть непрерывным или сеансами по 20- 30-60 мин.

Правила проведения оксигенотерапии:

1. Обеспечить проходимость дыхательных путей перед подачей кислорода.

2.Строго соблюдать концентрацию кислорода (наиболее эффективна и безопасна концентрация кислорода 30-40%).

3.Обеспечить увлажнение кислорода через толщу стерильной жидкости с помощью аппарата Боброва, где высота увлажняющей жидкости должна составлять 15 см.

4.Обеспечить согревание кислорода.

5.Контролировать время подачи кислорода.

6.Соблюдать технику безопасности при работе с кислородом контролировать проходимость дыхательных путей.

7. Контролировать по состоянию больного или по монитору частоту дыхания и сердечных сокращений, напряжение кислорода в крови.

Проведение катетеризации мочевого пузыря мягким катетером

Показания:

Острая задержка мочи более 6 – 12 ч;

Взятие мочи на исследование;

Промывание мочевого пузыря;

Введение лекарственных средств.

Противопоказания:

Повреждения уретры;

Острые воспалительные процессы уретры и мочевого пузыря;

Острый простатит.

Обеспечение:

Мягкий катетер;

Пинцеты анатомические (2 шт.);

Корнцанг;

Перчатки латексные;

Р-р фурацилина 1: 5000;

Салфетки;

Стерильное вазелиновое масло;

Емкость для сбора мочи;

Клеенка подкладная;

Антисептический р-р для подмывания;

Емкости с дезраствором.

Катетеризация мочевого пузыря мужчины

Подготовка пациента:

2. Обеспечить изоляцию пациента (применение ширмы).

3.Уточните у пациента понимание цели и хода предстоящей процедуры, получить его согласие, исключить противопоказания.

4. Надеть маску, перчатки.

5.Уложить пациента на спину со слегка согнутыми в коленях и разведенными ногами.

6.Подложить под ягодицы пациента клеенку с пеленкой. Поверх выступающего края клеенки поставить судно.

7. Приготовить оснащение, встать справа от пациента. В левую руку взять стерильную салфетку, обернуть ею половой член пациента ниже головки.

8.Встать справа от пациента, в левую руку взять стерильную салфетку, обернуть половой член ниже головки.

9.Взять половой член между 3 и 4 пальцами левой руки, слегка сдавить головку, 1 и 2 пальцами отодвинуть крайнюю плоть.

10.Взять пинцетом, зажатым в правой руке марлевый тампон, смочить в растворе фурацилина и обработать головку полового члена сверху вниз, дважды, от мочеиспускательного капала к периферии, меняя тампоны.

11. Влить несколько капель стерильного вазелинового масла в открытое наружное отверстие мочеиспускательного канала.

12. Сменить пинцет.

Выполнение процедуры:

1.Взять стерильным пинцетом катетер на расстоянии 5 - 6 см от бокового отверстия, обвести конец катетера над кистью и зажать между 4 и 5 пальцами (катетер располагается над кистью в виде дуги).

2.Облить катетер стерильным вазелиновым маслом на длину 15- 20 см над лотком.

3.Ввести катетер пинцетом (правой рукой), первые 4-5 см, удерживая 1 - 2 пальцами левой руки головку полового члена.

4.Перехватить пинцетом катетер еще на 3-5 см от головки и медленно погружать его в мочеиспускательный канал на длину 19 - 20 см.

5.Опускать одновременно левой рукой половой член в сторону мошонки, что способствует продвижению катетера по мочеиспускательному каналу с учетом анатомических особенностей.

6. При появлении мочи погрузить периферический конец катетера в емкость для сбора мочи.

Окончание процедуры:

1.Извлечь осторожно катетер пинцетом в обратной последовательности после прекращения мочевыделения струей.

2. Поместить катетер (если использовался многоразовый) в емкость с дезинфицирующим раствором.

3. Надавить на переднюю брюшную стенку над лобком левой рукой.

4. Снять перчатки, поместить их в емкость с дезраствором.

5. Вымыть и высушить руки.

6. Обеспечить физический и психологический покой пациенту.

Катетеризация мочевого пузыря женщины

Последовательность выполнения:

1. Установить доброжелательные отношения с пациенткой.

2. Обеспечить изоляцию пациентки (применение ширмы).

3. Уточните у пациентки понимание цели и хода предстоящей процедуры, получить ее согласие, исключить противопоказания.

4. Надеть маску, перчатки.

5.Уложить пациентку на спину со слегка согнутыми в коленях и разведенными ногами.

6. Раздвинуть левой рукой половые губы, правой рукой с помощью пинцета взять марлевые салфетки, смоченные р-ром фурацилина.

7.Обработать мочеиспускательное отверстие движением сверху вниз, дважды, между малыми половыми губами, меняя салфетки.

8. Сбросить салфетки в дезинфицирующий раствор, сменить пинцет.

9.Взять пинцетом (правой рукой) катетер на расстоянии 5 - 6 см от бокового отверстия, как пишущее перо.

10.Обвести наружный конец катетера над кистью и зажать между 4 и 5 пальцами правой руки.

11.Облить катетер стерильным вазелиновым маслом.

12.Раздвинуть левой рукой половые губы, правой рукой осторожно ввести катетер в мочеиспускательный канал на 4-6 см до появления мочи.

13.Опустить свободный конец катетера в емкость для сбора мочи.

Окончание процедуры:

1.Надавить левой рукой на переднюю брюшную стенку над лобком, когда моча начнет выделяться по каплям.

2.Извлечь осторожно катетер после прекращения выделения мочи из него.

3.Сбросить катетер в емкость для дезинфекции.

4.Сять перчатки, поместить в емкость с дезраствором.

5.Вымыть и высушить руки.

6.Обеспечить физический и психологический покой пациентке.

Очистительная клизма

Показания: назначают для освобождения кишечника от каловых масс и газов при запорах и для подготовки больного к эндоскопическим методам

обследования, рентгенологическим методам обследования органов брюшной полости.

Необходимое оснащение: для очистительной клизмы используют воду, имеющую температуру 37-39ºС (объем жидкости 1 – 1,5 л), кружку Эсмарха, резиновую трубку, длиной 1,5 м, пластиковый наконечник.

Последовательность выполнения:

1. Установить доброжелательные отношения с пациентом.

2. Налить в кружку Эсмарха 1,0-1,5 литра воды комнатной температуры -20- 22ºС; при атонических запорах – t воды 12ºС (для стимуляции двигательной активности кишечника), при спастических - t воды 40ºС (для снятия спазма мускулатуры кишечника).

3. Подвесить кружку Эсмарха на стойку, смазать стерильный наконечник вазелином.

4. Открыть вентиль на резиновой трубке и заполнить ее водой (выпустить воздух). Закрыть вентиль.

5. Пациента уложить на левый бок с согнутыми в коленях и слегка приведенными к животу ногами на кушетку, покрытую клеенкой, свисающей в таз.

6. 1-м и 2-м пальцами левой руки раздвинуть ягодицы пациента, а правой рукой осторожно ввести наконечник в анальное отверстие на 3-4 см по направлению к пупку, затем на глубину 8-10 см параллельно позвоночнику.

7. Приоткрыть вентиль – вода начнет поступать в кишечник (при наличии газов и появлении у пациента чувства распирания, необходимо опустить кружку ниже кушетки и после отхождения газов снова поднять ее). Ввести в кишечник необходимый объем жидкости.

8. Закрыть вентиль и осторожно извлечь наконечник.

9. Оставить пациента в положении на левом боку на 10-15 мин.

10.Пациент опорожняет кишечник в унитаз или судно.

Эталон ответов

Билет 21

Дано: Больная Н., 37 лет.

Ds: Бронхиальная астма средней тяжести.

Назначено: Ультрафиолетовое облучение.

Вопросы:

1)

2) По какой формуле необходимо рассчитывать индивидуальную биодозу перед проведением терапии у данного пациента

3) Облучение какой методикой необходимо порекомендовать при данной патологии?

4)

5)

6) Какова последовательность действий медсестры по определению биодозы, если пациент на первой процедуре? (Алгоритм действий).

Решение:

1)

2) Х = t (n – m + 1)

3) Фракционный, кожных покровов

4) нельзя точно дозировать лекарственное вещество для проведения процедуры. Лекарства могут вызвать обратный эффект, т.е. навредить.

5)

Больным с легким и средней тяжести течением бронхиальной астмы, при отсутствии обострения и выраженной легочной и сер­дечной недостаточности назначают баротерапию; начинают с пони­женного давления, соответствующего высоте 2000-2500 м, а затем 3500 м над уровнем моря; продолжительность процедур, про­водимых ежедневно или через день, 1 ч; на курс лечения 20 про­цедур.

6)Алгоритм действий медсестры по определению индивидуальной биодозы:

1. Ознакомление с назначением врача.

2. Выбор аппарата.

3. Выбор места облучения.

4. Подготовка аппарата.

5. Придание больному нужной позы.

6. Осмотр места облучения.

7. Надевание светозащитных очков.

8. Наложение дозиметра на область облучения.

9. Фиксация его тесёмками к телу больного.

10. Закрывание простынёй окружающих участков кожи.

11. Установка аппарата на расстояние 50 см.

12. Открывание первого отверстия на заданное время.

13. Поочерёдное открывание и облучение последующих отверстий на то же время.

14. Снятие дозиметра, прекращение облучения и предупреждение больного о посещении через 24 часа.

15. Осмотр места облучения и подсчёт эритемных полосок.

16. Расчет или перерасчет биодозы по формуле.

Эталон ответов

Билет 17

Дано: Больной.

Ds: Ревматоидный артрит стоп.

Назначено: Парафиновые аппликации, по методике погружения ванночек на обе стопы, t +55 0 С, продолжительность 40мин. Курс 15 процедур.

Вопросы:

1) Возникновение какой неотложной ситуации возможно при проведении данной терапии?

2) Какова особенность методики отпуска данной процедуры?

3) Какую ещё электролечебную сегментарно-рефлекторную методику можно порекомендовать пациенту с данным диагнозом?

4) Какие ощущения должен испытывать в ванне пациент?

5) Последовательность действий медсестры при проведении данной процедуры (Алгоритм действий).

Решение:

1) Повышение АД: дать отдохнуть пациенту до восстановления нормального давления, если АД не понизилось,вызвать врача через 3 лицо.

Головокружение и головная боль: дать пациенту отдохнуть после процедуры, по необходимости дать нашатырный спирт, вызвать врача через 3 лицо.

2) ванночек

3) Массаж, ДДТ, электрофорез нестероидных противовоспалительных средств, фонофорез гидрокортизона, аппликации димексида и санаторно-курортное лечение имеют вспомогательное значение и применяются лишь при небольшой выраженности артрита.

4) Приятное тепло

5) Алгоритм действия:

1. ознакомиться с назначением врача.

2. провести пациента в кабину.

3. помочь пациенту раздеться.

4. помочь пациенту придать удобное положение тела.

5. протереть область воздействия ватным тампоном со спиртом.

6. измерить t парафина.

7. нанести парафин на кожу.

8. закрыть компрессной бумагой.

9. укутать одеялом.

10.сделать отметку на физиочасах о продолжительности процедуры.

11. по окончании процедуры удалить лангетку.

12. обтереть обработанную поверхность влажной тканью.

13. сделайте отметку в учетно-отчетной документации.

14. пригласите пациента на последующие процедуры.

Эталон ответов

Билет 21

Дано: Больная В., 49 лет.

Ds: Хронический бронхит.

Назначено: Ингаляционная терапия.

Вопросы:

1)По какой методике необходимо провести данную процедуру?

2) Возможно ли применение данной терапии в домашних условиях? Какие лекарственные вещества или настои трав, растительные масла можно порекомендовать?

3) Какие аппараты для ингаляционной терапиив домашних условиях применяются в настоящее время? Какова их особенность?

4) С какими еще физиопроцедурами можно сочетать ингаляционную терапию при данной паталогии?

5) Какова последовательность действий медсестры при проведении данной процедуры?

Решение:

1) Пациента для проведения ингаляции усаживают в кресле для свободного дыхания в удобном положении и через респираторную маску, закреплённую вместе с генератором на столе, в течение 5-10 мин. дают вздыхать аэрозоль нужного состава.

2)

3) Ингалятор СN-231 компрессионный, ингалятор Махольда с эфирными маслами, ингалятор

4) Электросон, ДДТ, методика № 124: Ингаляции электроаэрозолей,индуктотермия с легким ощущением тепла область надпочечников, при этом индуктор-кабель в виде спирали в 2-3 витка накладывают на уровне T 10 - L 4 , ДВМ на область легких, НМП, УВЧ по битемпоральной методике, фонофорез, сухие углекислые ванны, Определенное значение имеет применение электроакупунктуры и электропунктуры, а также метода прижигания (цзю), в частнос­ти полынными сигаретами.

Алгоритм действий медсестры при проведении ингаляционной терапии.

1. Ознакомиться с назначением врача (вид ингаляции, состав ингаляционной смеси, её количество, продолжительность процедуры);

Подготовка к проведению процедуры пациента:

1. Проинструктировать пациента о поведении и дыхании во время процедуры;

2. Заполнить ёмкость ингалятора лекарством;

3. Усадить пациента у ингалятора;

4. Убедиться в его готовности;

Проведение процедуры:

1. Включить ингалятор.

2. Убедится в правильном поведении и дыхании пациента.

3. Вести наблюдение за пациентом.

4. В случае аллергических реакций (кашель, удушье) прекратить процедуру и вызвать врача.

Окончание процедуры:

1. Выключить ингалятор.

2. Снять наконечник и простерилизовать.

3. Предложить пациенту отдохнуть 10-15 мин.

4. Предупредить пациента о нежелательном курении, громком разговоре и охлаждении в течение 2-х часов.

Эталон ответов

Билет 20

Дано: Больная В., 49 лет.

Ds: Острый бронхит.

Назначено: Ингаляционная терапия (щелочные ингаляции).

Вопросы:

1) Выберите аппарат для проведения процедуры данному пациенту, если имеются аппараты «АИР-2» и «Вулкан»; почему?

2) Какие щелочные растворы можно использовать?

3) Возможно ли применение данной терапии в домашних условиях? Какие лекарственные вещества или настои трав, растительные масла можно порекомендовать?

4) Какие аппараты для ингаляционной терапиив домашних условиях применяются в настоящее время? Какова их особенность?

5) По какой методике необходимо отпускать данную процедуру?

Решение:

1) Лучше применять при остром бронхите аппарат «Вулкан», т.к. это ультразвуковой ингалятор, глубина проникновения и скорость аэрозольных частиц на этом аппарате больше, чем на аппарате «АИР-2».

2) Для ингаляции можно использовать щелочной раствор 1-3% раствора питьевой соды, морской воды, солено-щелочных минеральных вод.

3) Процедура возможна в домашних условиях. Эвкалипт, роза, лаванда, кориандр, шалфей, анис

4 ) Ингалятор СN-231 компрессионный, ингалятор Махольда с эфирными маслами, ингалятор

UN- 231 ультразвуковой, легкий в применении.

5 )Пациента для проведения индивидуальной ингаляции усаживают в кресле в удобном положении для свободного дыхания и через респираторную маску, закрепленную вместе с генератором на спинке кресла или на столе, в течение 5-10 мин. дают вдыхать пациенту электроаэрозоль нужного состава.

МИНДАЛИНЫ

Эталон ответов

Билет 17

Дано: Больной С., 44 года.

Ds: Хронический тонзиллит.

Назначено: Ультразвуковая терапия на область миндалин.

Вопросы:

1) Какие анализы необходимо сдать этому пациенту перед назначением ультразвуковой терапии?

2) По какой методике будет отпускаться данная процедура и какова её интенсивность?

3) Запишите параметры на передней панели аппарата, которые необходимо задать перед началом процедуры.

4) С какими еще физиопроцедурами можно сочетать фонофорез при данной паталогии?

5) Какова последовательность действий медсестры при проведении ультразвуковой терапии.

Решение:

1) Перед назначением ультразвука необходимо сделать анализ крови с определением тромбоцитов.

2) Методика процедуры – стабильная на область миндалин, по двум полям на подчелюстную область, интенсивность – 0,2-0,4 Вт/см 2 , режим непрерывный по 5 мин. с каждой стороны, на мазь: анальгин 50%

аа 25,0
вазелин

1) УФО, УВЧ, СВЧ, криотерапия, ингаляции, использование гелий-неонового лазера с криовоздействием, внутрилакунарное облучение, Лазерную физиотерапию и лазеропунктуру при остром и хроническом тонзиллите можно проводить с использованием импульсного полупроводникового лазера на арсениде галлия с длиной волны 0,89 мкм, плотностью мощности на конце излучателя до 7 мВт.

4) Режим непрерывный, интенсивность 0,2 – 0,4 ВТ/см кв.Продолжительность 3 -5 мин.

5)Алгоритм действий медсестры при проведении ультразвуковой терапии:

1. Ознакомиться с назначением врача.

2. Пригласить пациента в кабину.

Подготовка больного к процедуре:

1. Инструктаж больного об ощущениях и поведении во время процедуры.

2. Обнажение области проведения процедуры.

3. Укладка (усаживание) больного.

4. Нанесение контактной среды.

Подготовка аппарата:

1. Подбор и включение нужного излучателя.

2. Последовательное включение аппарата в заданном режиме и интенсивности.

3. Проверка работы излучателя.

4. Включение процедурных часов.

Проведение процедуры:

1. Лабильная методика с перемещением излучателя или стабильная методика с фиксацией излучателя.

Окончание процедуры:

1. Отключить аппарат.

2. Снять с кожи контактную среду.

3. Сделать отметку в процедурной карточке о выполнении процедуры.

Эталон ответов

Билет 20

Дано: Больная М., 37 лет.

Ds: Хронический бронхита.

Назначено: Общее ультрафиолетовое облучение (начиная с 1/4 биодозы), через день. Курс 15 процедур.

Вопросы:

1) Возникновение какой неотложной ситуации возможно при проведении данной терапии?

2) Какие еще сегментарно-рефлекторные методики можно порекомендовать для лечения данного заболевания?

3) Какие еще местные методики облучения при данной патологии можно порекомендовать?

4) Облучение какой методикой необходимо порекомендовать при данной патологии

5) В чем недостатки данной процедуры?

6) По какой методике необходимо провести данную процедуру?

Решение:

1) Недостаточная защита глаз пациентов и персонала может привести к развитию острого конъюктивита вследствие ожога УФ лучами конъюктивы и роговицы глаза. При грубых нарушениях техники безопасности возможны ожоги кожи.

Электротравмы (немедленно прекратить манипуляцию, вырубить рубильник, оттащить провода сухой веревкой от пациента, оттащить его не прикасаясь к телу пациента /только за одежду/, вызвать врача через 3 лицо, психологическая помощь, дать экстракт валерианы, дать чай, тепло укрыть; при тяжелой степени: ИВЛ + закрытый массаж сердца + нашатырный спирт. Если не помогло,то доставляют в реанимацию, госпитализация пациента.

Остановка сердца: доврачебная помощь: вызвать врача через 3 лицо,массаж сердца + ИВЛ, медикоментозно (Норадреналин в/в + 2 – 5 мл 5% кальция хлорида,дополнительно вводят 8% гидрокарбонат натрия 1,5 – 2 мл на 1 кг массы тела.

Ожоги: Успокоить пациента,по необходимости вызвать врача (зависит от степени ожога),Обработать а/бак раствором,наложить сухую или смазанную мазью повязку.

2)а) СМТ – переменный режим. Электроды паравертебрально, в межлопаточной области. 3-4 РР по 5 мин., частота модуляции – 70-80 Гц, глубина – 50%. Курс – 12 процедур, ежедневно.

б) Электрофорез Са 2+ по методу «воротника» (по А.Е. Щербаку), ежедневно. Курс 10 процедур. «Воротник» смачивают раствором СаСl 2 .

Электрод S = 600-800 см 2 в форме воротника располагают на спине в области надплечья и спереди в подключичной области, второй электрод прямоугольной формы S=300-400 см 2 - в пояснично-крестцовой области.

в) Электрофорез Са 2+ по методике «общий электрофорез по Вермелю»: прокладку с 2-5% раствором СаСl 2 располагают в межлопаточной области и подсоединяют к одному из электродов. А два других сдвоенных электрода располагают на область икроножных мышц и подсоединяют к другому полюсу. J = 0,05 mA

3) Электросон, ДДТ, методика № 124: Ингаляции электроаэрозолей, индуктотермия с легким ощущением тепла область надпочечников, при этом индуктор-кабель в виде спирали в 2-3 витка накладывают на уровне T 10 - L 4 , ДВМ на область легких, НМП, УВЧ по битемпоральной методике, фонофорез, сухие углекислые ванны, Определенное значение имеет применение электроакупунктуры и электропунктуры, а также метода прижигания (цзю), в частнос­ти полынными сигаретами.

4) Больным в фазе затухающего обострения и ремиссии бронхи­альной астмы с успехом назначают лечебную гимнастику с акцен­том на дыхательные индивидуально подобранные упражнения, заня­тия в бассейне (температура воды 37-38°С), а также различные виды лечебного массажа.

5) При неправильном применении, нарушении дозировки и правил техники безопасности ультрафиолетовое облучение может оказыавть повреждающее действие как местное, так и общее. Поэтому при проведении светолечебных, и прежде всего ультрафиолетовых, процедур необхлдимл строго и точно соблюдать назначения врача.

При дозировании и проведении ультрафиолетовых облучений необходим строго! Индивидуальный подход к пациенту, вследствие того,что световая чувствительность разных людей, различных участоков кожи и даже восприятие одними и теми же людьми лечебных процедур в разное время года и отдельные периоды жизни значительно отличаются, имеют индивидуальные колебания.

УФО может оказывать повреждающее действие при превышении дозировки, а также при повышенной и патологической чувствительности к УФ лучам.

Недостаточная защита глаз пациентов и персонала может привести к развитию острого конъюктивита вследствие ожога УФ лучами конъюктивы и роговицы глаза.

Некоторые заболевания могут обостряться под влиянием УФО.

6) При бронхите облучают два поля. Первое поле – передняя поверхность шеи и область верхней половины грудины – облучают при положении пациента на спине, под спину подкладывают подушку, голову немного откидывают назад. Доза облучения – 3 биодозы. Второе поле – задняя поверхность шеи и верхняя половина межлопаточной области – облучают при положении пациента лежа на животе. Под грудную клетку подкладывают подушку, лоб опирается на сложенные кисти. Доза облучения – 4 биодозы. Облучение проводят через 1-2 дня. Курс лечения 5-6 процедур.

Эталон ответов

Билет 1

Дано: Больной С., 25 лет.

Ds: ОРВИ (сухой кашель, боли в горле, насморк, слабость, T 0 37,2)

Назначено: УФО.

Вопросы:

1) Возникновение какой неотложной ситуации возможно при проведении данной терапии?

2) Можно ли назначить УФО?

3) По какой методике и с какими дозами необходимо отпустить данную процедуру?

4) По какой схеме общих ультрафиолетовых облучений необходимо проводить данную процедуру?

5) В чем недостатки данной процедуры?

6) Какова последовательность действий мед.сестры при проведении УФО?

Решение:

1) Электротравмы (немедленно прекратить манипуляцию, вырубить рубильник, оттащить провода сухой веревкой от пациента, оттащить его не прикасаясь к телу пациента /только за одежду/, вызвать врача через 3 лицо, психологическая помощь, дать экстракт валерианы, дать чай, тепло укрыть; при тяжелой степени: ИВЛ + закрытый массаж сердца + нашатырный спирт. Если не помогло,то доставляют в реанимацию, госпитализация пациента.

Остановка сердца: доврачебная помощь: вызвать врача через 3 лицо,массаж сердца + ИВЛ, медикоментозно (Норадреналин в/в + 2 – 5 мл 5% кальция хлорида,дополнительно вводят 8% гидрокарбонат натрия 1,5 – 2 мл на 1 кг массы тела.

Ожоги: Успокоить пациента,по необходимости вызвать врача (зависит от степени ожога),Обработать а/бак раствором,наложить сухую или смазанную мазью повязку.

2) Облучение ультрафиолетовыми лучами можно назначить коротковолновое или интегрального спектра на область миндалин, слизистой оболочки носа и слизистой оболочки глотки.

3)а) Воздействие на миндалины: положение пациента сидя на стуле (лучше винтовом), рот должен находится на уровне тубуса. На облучателе устанавливают съёмный тубус с косым срезом и вводят его глубоко в рот, направляя лучи то на одну, то на другую миндалину. Пациент удерживает высунутый язык с помощью марлевой салфетки и следит через зеркало, чтобы корень языка не мешал проведению процедуры. Каждый раз необходимо облучать только половину задней стенки глотки (чтобы избежать повторного облучения одних и тех же участков). Доза облучения – 1-5 биодоз (1-5 мин. и более) при интегральном спектре и 1-2 биодозы (3-6 мин.) при облучении коротковолновыми лучами. Облучение проводят ежедневно или через день, 3-5 облучений на курс лечения.

б) Воздействие на слизистую оболочку глотки: для облучения задней стенки глотки лучи направляют на неё через съемный тубус с широким отверстием. Доза – 2 биодозы.

в) Воздействие на слизистую оболочку носа: пациента усаживают на стул лицом к лампе, слегка отклоняя голову назад. Слизистую оболочку носа облучают через тубус с небольшим отверстием, вводя его неглубоко в каждую ноздрю. Доза облучения – 2-3 биодозы. Облучают ежедневно или через день. Курс лечения – 2-5 облучений.

4) Ускоренная схема.

Кол-во биодоз Расстояние от лампы,см

5) Нельзя точно дозировать лекарственное вещество для проведения процедуры. Лекарства могут вызвать обратный эффект, т.е. навред

Алгоритм действия