В сфере управления образовательным учреждением. Организация и руководство образовательным учреждением

Проект №1. Анализ методов управления образовательной организацией в условиях реализации ФГОС.

Методы управления образовательной организацией в условиях реализации ФГОС

Методы управления образовательной организацией

Cоциально-психологические

формирование в коллективе положительного социально-психологического климата, благодаря чему в значительной мере будут решаться воспитательные, организационные и экономические задачи

Социально-психологические методы управления играют решающую роль в борьбе против текучести кадров и предполагают:

воздействие руководителя на межколлективные отношения;

изучение зависимости деятельности коллектива от его структуры;

изучение условия включения в коллектив новых членов;

изучение психологических особенностей различных форм коллективного труда;

учет влияния дисциплинарной практики и других факторов на настроение коллектива;

влияние стиля руководства на взаимоотношения членов коллектива;

влияние отдельной личности в коллективе;

    метод научно-технических конференций;

    анкетирование;

    интервьюирование и личное наблюдение;

    социальный эксперимент;

    социальное стимулирование.

Административные методы

К числу административных методов относят:

    организационное проектирование,

    регламентирование,

    нормирование.

Сущность организационного регламентирования состоит в установлении правил, обязательных для выполнения и определяющих содержание и порядок организационной деятельности (типовое положение, устав ОУ, локальные акты и т.д.).

Административные методы управления - мощный рычаг достижения результатов поставленных целей в случаях, когда нужно подчинить коллектив и направить его на решение конкретных задач управления. Идеальное условие их эффективности - высокий уровень регламентации управления и трудовой дисциплины, когда управленческие воздействия без значительных искажений реализуются нижестоящими звеньями управления.

К организационным методам управления относятся: подбор, расстановка и работа с кадрами; организационное регламентирование (нормирование); организационное планирование; организационное распорядительство; организационный инструктаж; организационный контроль; организационный анализ; организационное проектирование; обобщение организационного опыта.

Использование следующих механизмов:

    Административные: приказ, распоряжение, указание.

    Нормативные: закон, положение, инструкция, муниципальное задание, спущенное сверху и обязательное для выполнения.

    Экономические: процент выплачиваемой премии, стоимость оказываемых ОУ платных услуг, зарплата.

    Социально-психологические: выговор, объявленный в приказе, награждение грамотой по распоряжению руководства, благодарность в приказе, план социального развития ОУ и мероприятий по его реализации.

Экономические

Воздействие на исполнителей с помощью конкретного соизмерения затрат и результатов (материальное стимулирование и санкции, зарплата).

В качестве основных методов управления здесь выступает система заработной платы и премирования, которая должна быть максимально связана с результатами деятельности исполнителя. Оплату труда целесообразно связать с результатами его деятельности в сфере ответственности или с результатами деятельности ОУ.

Важнейшими достоинствами этих методов являются их гибкость и воздействие на людей через их непосредственные интересы.

Управление использованием трудовых ресурсов осуществляется путем регулирования размера фонда заработной платы с учетом выполнения показателей.

Экономические методы управления - отношения субъекта и объекта - договорные - товарно-денежные.

Характеризуются:

1) свободой субъекта и объекта, достаточной для реализации их интересов в договорном процессе;

2) выполнение договорных обязательств.

Методы материальной мотивации, реализующиеся в виде материального вознаграждения (заработная плата, премия, гранты) в соответствии с количеством и качеством труда или материальных санкций за недолжное его выполнение.

Вывод

1. Методы социального управления являются важнейшим средством реализации законов и принципов управления. Все их многообразие (экономические, социальные, психологические, организационно-административные и др.) является эффективным только тогда, когда субъект управления на основе системного анализа использует ту их совокупность, которая необходима в данной конкретной управленческой ситуации, представляющей комплекс сложных явлений (экономических, социальных, политических и духовно-культурных).

2. Одной из главных задач современной системы управления является создание благоприятных условий для реализации возможностей управляемой системы, которые появляются только с расширением инициативы и ответственности каждого субъекта самоуправления, более широкого использования методов саморазвития и самоуправления.

3. Для достижения этих целей необходимо более широкое применение научных методов управления (моделирования, программирования, эксперимента, информационных технологий и т. п.).

1. В сфере управления образовательным учреждением

Создание пормативно-инструктивных и организационно-административных предпосылок, обеспечивающих внедрение в управленческую практику современных подходов и новых технологий, в том числе информационных;

· Разработка и реализация нормативно-правовых и организационных предпосылок, способствующих демократизации управления, усиления роли сотрудников и профсоюзного комитета в управлении образовательным учреждением;

· Разработка нормативно-правовых и организационных предпосылок, направленных на совершенствование системы стимулирования участников образования, снижение текучести кадров в учреждении.

2. В сфере управления качеством образования

· Обеспечение единства и целостности образовательного пространства в образовательном учреждении; нормативное закрепление стратегии в сфере образования учащихся посредством развертывания образовательной программы учреждения;

· Обеспечение прав учащихся на получение образования на уровне, не ниже предусмотренного в государственном образовательном стандарте и на соответствующем уровне качества, т.е. не угрожающем безопасности жизнедеятельности учащихся и доступном для продолжения образования;

· Разработка нормативно-правовых и организационно-управленческих оснований для использования в образовательной практике инновационных методик и технологий, способствующих повышению качества образовательного процесса;

· Разработка организационно-методических предпосылок для развертывания в образовательной практике инструментария для осуществления:

· а) педагогической диагностики;

· б) психологической диагностики;

· в) социологической диагностики.

3. В сфере организации и осуществления социализации (воспитательной работы)

· Разработка нормативно-правовых и организационно-управленческих оснований для развертывания в учреждении образовательных программ дополнительного образования учащихся; Разработка нормативно-правовых и организационно-методических предпосылок, направленных на развитие и укрепление связей с учреждениями образовательно-культурной и культурно-досуговой сферы;

4. В сфере управления качеством педагогического и управленческого персонала:

· Обеспечении развития системы повышения квалификации кадров учреждения как элемента районной системы повышения квалификации и направленности ее на освоение педагогическими работниками профессионально-педагогических способов организации и осуществления образования учащихся;

· Создание нормативно-правовых, организационно-педагогических и ин- формационных предпосылок, обеспечивающих интеграцию методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров;

· Создание социально-психологических, нормативно-правовых, финансово-экономических и эргономических предпосылок, обеспечивающих развитие активности и инициативности педагогических работников при осуществлении ими профессионально-педагогической деятельности.

5. В сфере совершенствования финансово-экономического и материального технического обеспечения деятельности учреждения:

· Создание нормативно-правовых, информационных и организационно-управленческих предпосылок, обеспечивающих стабильное функционирование финансово-экономической системы учреждения;

· Систематизация нормативно-правовых и организационно-управленческих оснований для привлечения дополнительных источников финансирования за счет осуществления платных образовательных услуг;

· Разработка и реализация организационно-управленческих мероприятий, направленных на развитие учебно-материальной и материально-технической базы образовательного учреждения.

В соответствии с каждым из целевых приоритетов определяются совокупности управленческих действий. (см прил.№5)


2.3 Особенности управления дошкольным учебным заведением

Управление образовательными учреждениями достаточно полно и четко определено и охарактеризовано в педагогической литературе. Что же касается дошкольного образования, то мы рассматриваем его как часть общей системы образования в России, а, следовательно, все основные положения науки управления, педагогического менеджмента применимы и к управлению дошкольным образовательным учреждением. При этом важно в максимальной степени учитывать особенности и многоаспектность, внутренние качества и особенности истории развития системы дошкольного образования в России.

Под руководством П.И. Третьякова, профессора, доктора педагогических наук, группой его учеников, подвижников, практиков разработана и внедряется в жизнь технология управления образованием по результатам, в основу которой положена концепция финских авторов.

Основная идея управления по результатам заключается в осознании того, что ни одна организация сама по себе не представляет никакой ценности, но вместе с тем она представляет упорядоченную форму, объединяющую людей, для достижения определенных результатов.

Само понятие «управление по результатам» можно определить как систему управления и развития, с помощью которой достигаются результаты, которые определены и согласованы всеми членами организации.

Определяя основные цели развития своего дошкольного образовательного учреждения, каждый руководитель вместе с педагогическим коллективом организует весь педагогический процесс, а значит, постоянно сверяет полученные результаты с запланированными. Это требует принятия оперативных решений по ситуации, т.е. по конкретным результатам.

Управление по результатам предполагает, что изначально перед коллективом ставятся реальные, обеспеченные всеми ресурсами для исполнения цели. К таким ресурсам относятся люди, время, финансы, материально-техническая база, технологии, методики и др. При управлении по результатам каждый участник педагогического процесса должен уметь увязать свое участие в общем деле с другими членами коллектива. Результативное мышление предполагает, что руководитель и подчиненный определяют результат, а затем исполнитель сам выбирает способы достижения, т.е. время, технологии и другие ресурсы.

В условиях управления по результатам инициативный и творческий коллектив - ценнейший ресурс. Руководитель же создает атмосферу уважения, доверия, успеха каждому участнику образовательного процесса.

Однако при этом задача руководителя состоит в осуществлении информационного обеспечения, анализа, целеполагания, планирования, исполнения, контроля и коррекции.

Руководитель должен четко владеть ситуацией и быть проводником нового.

Работа с детьми требует от воспитателя большого напряжения сил и энергии, поэтому в коллективе особенно важны доброжелательность, тактичность и уважительная требовательность среди всех участников педагогического процесса. Руководитель, проявляющий уважительное отношение к личности каждого педагога, учитывающий склонности, интересы, возможности в сочетании с разумной требовательностью, добивается значительно больших результатов, чем тот, который жестко придерживается авторитарных методов управления. Один из наилучших способов повысить интерес к работе и создать слаженную команду - это уважение к людям и делегирование им ответственности и полномочий.

Ответственность появляется при соблюдении двух условий: когда за исполнителем закрепляются вполне определенные задачи и обязанности; когда исполнитель знает, что с него обязательно спросят за то, как выполнена работа. Разъяснение каждому участнику процесса смысла его миссии, организации в целях достижения определенных результатов приобретает не принудительный административный характер, а осознанный творческий труд. Важным вопросом при управлении по результатам является разграничение понятий «результат» и «вклад».

Результат есть реализованная цель. Но сама по себе цель может быть реальной и идеальной. В нашем случае мы предполагаем цели реальные, т.е. обеспеченные всеми ресурсами для исполнения.

Таким образом, управление по результатам есть целенаправленное ресурсообеспеченное взаимодействие управляющей и управляемой подсистем по достижению запланированного результата.

Необходимо выделить уровни управления по результатам.

Первый уровень определяется умением руководителя видеть миссию деятельности дошкольного образовательного учреждения.

Социальная характеристика любой организации включает цели и стратегию.

Цель организации - это конкретный образ желаемого (ожидаемого) результата, которого организация реально может достичь к четко определенному моменту времени. При определении цели деятельности организации следует придерживаться структуры, предложенной В.И. Зверевой.


При формулировании целей возможно несоблюдение указанной последовательности компонентов, но их сохранность обязательна.

Стратегия организации - это базовые ориентиры, куда движется организация, какие средства использует. Какие ресурсы и куда тратятся, на что мобилизуются люди. В интегрированном виде цели и стратегия представлены миссией организации.

Миссия организации есть ее предназначение, то есть то, ради чего она существует, каковы отличия от окружающих организаций. Чтобы определить миссию, используйте ответы на следующие вопросы:

1. Для удовлетворения каких социальных потребностей создана организация? 2. Посредством чего, с помощью каких услуг удовлетворяется данная потребность?

3. Кто непосредственный потребитель услуг?

4. В чем конкурентное преимущество?

5. Почему вы продолжаете существовать наряду с другими организациями?

При определении миссии ДОУ учитывайте следующие моменты:

1) перспективность миссии. Миссия выражает устремленность в будущее, показывает, на что будут направлены усилия и какие направления при этом будут приоритетными;

2) гласность и коллегиальность в разработке миссии. С целью выработки реальной, а не формально провозглашенной миссии следует учесть мнение коллектива;

3) конкретность миссии. Формулировки должны быть четкие, ясные, понятные для всех субъектов, взаимодействующих с вашей организацией;

4) изменение миссии организации может быть вызвано невозможностью качественного выполнения миссии по причине ее «завышенности» либо существенных преобразований организации.

Второй уровень предлагает рассматривать результат с точки зрения качества услуг.

Основная услуга ДОУ населению - это дошкольное воспитание и образование детей от 3 до 7 лет.

Качество дошкольного образования - это такая организация педагогического процесса в детском саду, при которой уровень воспитанности и развития каждого ребенка возрастает в соответствии с учетом его личностных, возрастных и физических особенностей в процессе воспитания и обучения. От чего же зависит качество работы дошкольного образовательного учреждения?

1. От качества работы воспитателя.

2. От сложившихся в педагогическом коллективе отношений.

3. От условий, созданных руководителем для творческого поиска новых методов работы с детьми.

4. От объективной оценки результатов деятельности каждого сотрудника.

Следовательно, качество дошкольного образования в учреждении - это управляемый процесс. Поэтому в основе перечисленных выше составляющих «качества» можно выделить два подхода к управлению качеством.

Один - через управление всем педагогическим процессом и его составляющими.

Другой - через личностные субъективные аспекты в системе управления: формирование коллектива и регулирование морально-психологического климата в нем.

Выделив эти, пожалуй, основные позиции, можно утверждать, что качество - это результат деятельности всего коллектива, который определяется двумя позициями:

Как организован педагогический процесс в детском саду (режим, выбор программ и технологий, обеспеченность пособиями, система повышения профессионального роста педагогов через разные формы методической работы и т.д.);

Как ребенок (дети) в учреждении реализует свое право на индивидуальное развитие в соответствии с возрастными возможностями и способностями.

Следовательно, качество работы дошкольного образовательного учреждения - это и процесс, и результат.

Третий уровень управления по результатам предполагает рассматривать результат с позиций потребителей.

Это семья, родители, имеющие детей дошкольного возраста, которые нуждаются в условиях, предоставляемых образовательными учреждениями. Однако сегодня недостаточно полно изучена и представлена картина о родительских запросах и потребностях. Изучение запросов родителей и создание условий, помогающих руководителю гибко менять ситуацию, предлагать детям и родителям разнообразные виды услуг.

Образовательные: развитие социальных (математических, речевых, познавательных, художественно-эстетических, музыкальных, ритмических) способностей; специальная подготовка к школе, обучение языку; развивающие игры; этикет и поведение, вышивание, конструирование и др.

Медико-оздоровительные: ритмопластика, плавание, релаксация; термотерапия (сауна), дыхательная профилактика; спортивная гимнастика, двигательно-укрепляющая; массаж и др.

Социальные: музейные экскурсии, музыкальный час в филармонии, театр кукол, праздники взрослых и детей; туризм, экскурсии; юридические консультации; гувернерские услуги.

Одна из особенностей управления на современном этапе состоит в отходе от традиционных форм организационного построения, в перестройке структур соответственно требованиям высокой оперативности решения вопросов в единой системе непрерывного образования.

Под организационной структурой управления мы понимаем целостную структуру управляющей и управляемой подсистем, состоящих из звеньев, находящихся во взаимодействии и упорядоченных взаимосвязями в соответствии с местом этих звеньев в процессе управления.

Снять имеющиеся противоречия в системе внутрисадовского управления - значит привести в действие существенный резерв повышения эффективности управления. Это предполагает формирование необходимых организационно-педагогических условий:

Создание подлинно демократической возможности участия коллектива, каждого члена в подготовке, принятии и реализации управленческих решений;

Повышение педагогического мастерства и управленческой компетентности всех участников управления дошкольным учреждением.

Механизм управления современным дошкольным учреждением изменяет характер выполнения управленческих функций, порождает принципиально новые формы взаимодействия учреждения и всех участников педагогического процесса.

Структура этих отношений такова:

детский сад - внешняя среда; администрация - общественность; руководитель - подчиненный; педагог - педагог; педагог - родители; педагог - дети; ребенок - ребенок.

Проблема формирования организационной структуры управления требует прежде всего осмысления развития дошкольного учреждения как комплексной социально-педагогической системы, учета объективных факторов ее демократизации.

Решение задачи формирования организационной структуры управления мы видим в дальнейшем развитии демократических основ в управлении и как принцип государственно-общественного управления, и как систему его организации.

Обеспечение оптимального соотношения таких организационных принципов управления, как централизация и децентрализация в осуществлении управленческих решений, коллегиальность и единоначалие в управлении, права, обязанности, ответственность и др.

Структуру управления нельзя отделять от всей совокупности организационных проблем: обеспечение согласованности организационной структуры социальной и экономической систем в условиях перестройки жизни дошкольного учреждения и общества; последовательный анализ каждого цикла управленческого процесса и параллельно с этим анализ объекта, субъекта и средств управления для всестороннего рассмотрения вопроса совершенствования организации управления.

Предлагаемый подход состоит в том, чтобы рассмотреть организационную структуру управления современного дошкольного учреждения с учетом его потребностей при помощи моделирования, применяемого в педагогике, на основе общей теории социального управления с учетом практики.

Применяемое нами моделирование управляющей и управляемой подсистем (аппарата управления) облегчает задачу системного видения управления, дает субъекту управления возможность выбора наиболее рациональных функций управления системой.

Перспективный путь проектирования моделей организации - целевая структуризация, т.е. построение блочно-целевых структур, формируемых по матричному принципу на основе поиска оптимального соотношения централизации и децентрализации в системах управления, в формах планирования и контроля, таком распределении управленческих функций, когда сочетаются интересы личности и коллектива, учитываются особенности каждой категории работников, детей, их родителей и общественности. При этом принимается во внимание специфика целей и задач, методов и форм управления современным дошкольным учреждением: демократические принципы; гибкий режим работы с детьми; вариативная система форм учебно-воспитательной деятельности; расширение взаимодействия с социальной средой.

Как видим, специфика управления связана со значительным расширением сферы деятельности управляющей и управляемой подсистем, увеличением объема информации, необходимой для нормального функционирования целостной системы.

Расширенный объект управления современным дошкольным учреждением предполагает учет всех связей и отношений, которые складываются между детским садом и окружающей средой.

Выход на субъектно-субъектные отношения изменяет и совокупный субъект управления. В состав такого расширенного субъекта управления входят руководители детского сада, управления.

Построение моделей посредством определений системы элементов, связанных и взаимодействующих между собой, предполагает четкое видение и понимание руководителем общих принципов построения структуры управления, ее параметров, уровней соподчинения, распределения функционала.

Формирование и внедрение современных демократических организационных структур управления без научно обоснованного организационного проектирования может нанести непоправимый ущерб дошкольному учреждению.

Проектирование структур управления (управляющих и управляемых) в целостных педагогических системах должно исходить из следующих положений:

Модернизация структур управления целостной педагогической системы осуществляется с учетом стоящих перед системой целей. Они первичны, структуры управления вторичны и создают педагогические условия для эффективного достижения конечных целей;

Проектирование управляющих и управляемых структур проводится с учетом развития процесса управления, а также развития педагогической технологии, рассмотрения обучения и воспитания как процесса управления;

Структуры основных звеньев управляющей и управляемой педагогических подсистем в значительной степени определяются распределением основных прав и полномочий, а также разделением общего процесса управления на подпроцессы, функции и стадии управления;

Непрерывность в целостной системе управления дошкольным образованием предполагает четкое определение прав и полномочий и обязательное их исполнение. Несоблюдение этого условия приводит к несбалансированности исполнения управленческих решений и неуправляемости в той или иной подсистеме;

Перестройку целостной системы управления дошкольным образованием необходимо осуществлять в направлении структурно-функциональных изменений. Каждое подразделение управляющей и управляемой подсистем, его аппарат должны быть наделены правами, обязанностями и ответственностью (моральной, материальной и дисциплинарной) за эффективное выполнение функций;

В составе системы управления должен быть орган с правом общественно-государственной экспертизы на основе государственно-общественных нормативов с правом законодательной инициативы представления и принятия стратегических управленческих решений. Это положение будет способствовать развитию государственного управления;

Для повышения эффективности всех звеньев управляющей и управляемой подсистем необходимо постоянное функциональное регулирование по всем функциям управления. Это условие позволит развивать в субъектах управления саморегулирование и переводить субъекты, а также объекты управления в новое качественное состояние;

В целях формирования и развития самостоятельного управленческого мышления, инициативы и творчества необходимо делегирование полномочий, особенно в выборе оптимальных педагогических условий, способов, средств и воздействий по достижению целей.

Система внутрисадовского управления может быть спроектирована как функциональная модель, включающая уровни управления и их взаимосвязи.

Основу данной модели составляют четыре взаимосвязанных уровня всех участников педагогического процесса: членов совета ДОУ, заведующего, его заместителей, воспитателей, педагогов, общественных организаций, родителей детей, посещающих ДОУ.

Каждый из уровней управления обязательно входит в зону влияния субъектов управления как по горизонтали, так и по вертикали (см. Прил№2)

В предложенной структуре управления по вертикали и по горизонтали выделяются два фактора: специализация в распределении основных функций при их одновременной интеграции и количество труда, необходимого для обеспечения учебно-воспитательного процесса. Заметим, что такая модель представляет демократически централизованную систему с особым характером связей между субъектами (органами) управления.

Данная модель внутрисадовского управления определяет баланс задач всех органов управления со структурой целей; соответствие иерархических уровней задач и управленческих звеньев; оптимизацию соответствия задач, полномочий и ответственности органов управления. Эта система внедрена во многих дошкольных учреждениях г. Москвы.

Развивающееся внутрисадовское управление может конструироваться и по матричной структуре. Матричная структура управления эффективна на период разработки и внедрения новых проектов, т.е. в условиях инновационной деятельности учреждения. В этом случае участники педагогического процесса объединяются в группы (подсистемы) для внедрения конкретных проектов, составляющих программу развития ДОУ в рамках единой концепции (см.Прил. №3)

В данной схеме представлены три проекта, над которыми работает ДОУ. Важно, чтобы в каждом из них участвовал не только педагогический коллектив, но и родители воспитанников. Творческие группы создаются под определенную тематику, в состав таких групп должны входить заинтересованные, творческие педагоги. В работе такой группы человека нельзя заставить работать по приказу, люди объединяются по желанию, с целью создать и реализовать что-то новое. Задача творческих групп состоит в более детальной, глубокой разработке одного из разделов проекта. Связующим звеном этой структуры может быть форма представления результатов по всем проектам, например, конференция. Данная структура указывает на особый период работы учреждения - режим развития, изменения содержания и организации педагогического процесса с целью его совершенствования.

Назовем основные принципы, лежащие в основе обновления деятельности дошкольного учреждения.

1. Демократизация. Этот принцип предполагает распределение прав, полномочий и ответственности между всеми участниками процесса управления, его децентрализацию.

2. Гуманизация. Она обеспечивает равнодоступный для каждой личности выбор уровня, качества, направленности образования, способа, характера и формы его получения, удовлетворения культурно-образовательных потребностей в соответствии с индивидуальными ценностными ориентациями. Переориентация учебного процесса на личность ребенка.

3. Гуманитаризация образовательных программ, т.е. такое соотношение и сочетание программ, применение таких дидактических подходов, методов и технологий обучения, которые обеспечивают приоритет общечеловеческих ценностей, цельность, последовательность, преемственность и опережающий характер обучения.

4. Дифференциация, мобильность и развитие. Эти принципы предполагают многоуровневость, полифункциональность образовательных программ всех многообразных видов образовательных учреждений. Они обеспечивают детям, подросткам, юношеству по мере их взросления, социального становления и самоопределения возможности передвижения по горизонтали (смена класса, профиля, направленности образования), а также по вертикали (смена уровня, типа, вида образовательного учреждения).

5. Открытость образования, т.е. предоставление возможности как непрерывного образования в различных формах, так и общего образования на любой ступени, любом уровне (базисном и дополнительном).

6. Многоукладность образовательной системы, т.е. качественный рост и развитие государственного дошкольного учреждения, а также открытие элитарных образовательных учреждений нового типа.

7. Стандартизация. Этот принцип предполагает соблюдение федеральных стандартов качества образования, введение региональных стандартов, учитывающих национальные и другие особенности региона.

Все эти принципы становятся руководством к действию в развивающем и развивающемся дошкольном учреждении. При этом основная функция современного детского сада (любого типа или вида) - целенаправленная социализация личности: введение ее в мир природных и человеческих связей и отношений, погружение в человеческую материальную и духовную культуру посредством передачи лучших образцов, способов и норм поведения во всех сферах жизнедеятельности.

Для оценки продвижения дошкольного образовательного учреждения в своем развитии анализируются следующие показатели деятельности.

1. Инновационная деятельность учреждения - обновление содержания воспитания и обучения в соответствии с госстандартами (основных и дополнительных образовательных услуг); обновление педагогических технологий, методов и форм работы; сочетание самоанализа, самоконтроля с самооценкой и экспертной оценкой.

2. Организация учебно-воспитательного процесса (УВП) - самоуправление, сотрудничество педагогов, детей и их родителей в достижении целей обучения, воспитания и развития; планирование и организация разнообразной детской деятельности с учетом интересов и потребностей детей; педагог и ребенок как равноправные партнеры в этой деятельности; высокий уровень мотивации всех участников педагогического процесса; комфортная предметно-развивающая и психолого-педагогическая среда в детском саду для всех участников целостного педагогического процесса.

3. Эффективность УВП - сравнение соответствия конечных результатов запланированным (оценка состояния физического и психического здоровья детей, их развитие: физическое, познавательное, художественно-эстетическое, интеллектуальное, социальное).

Важным моментом в данном подходе к управлению по результатам является выделение ключевых результатов. Чем ближе ключевые результаты к третьему уровню, тем более глубоким является осознание целей деятельности дошкольного учреждения.

Исходя из осознания общечеловеческих и национальных ценностей, мы выделяем следующие ключевые результаты деятельности:

1. Здоровье и здоровый образ жизни. Уровень здоровья, физического и психического развития ребенка.

2. Воспитанность на основе общечеловеческих и национальных ценностей. Уровень нравственного, духовного и морального воспитания личности.

3. Образованность в соответствии с личностными возможностями и способностями. Уровень интеллектуального развития.

4. Готовность к продолжению образования. Уровень готовности к обучению в школе.

5. Адаптивность образовательной среды к удовлетворению образовательных потребностей личности. Уровень адаптивности предметно-развивающей и образовательной среды.

Образования не в полной мере нацелено на цели и задачи экономических реформ, и вместе с тем, в недостаточной мере предпринимаются шаги для совершенствования управления образовательным фактором экономического роста Павлодарской области. В частности, из данных, приведенных в подразделе 2 раздела 2, мы видим, что для Павлодарского региона характерна проблема снижения численности населения, и только...

Продолжить формирование новой региональной системы аттестации педагогических и руководящих работников, ориентированной на систему показателей оценки качества труда. Глава 3. Направление совершенствования управления в сфере среднего образования г. Касимов Важнейшей задачей школы и общества должно стать укрепление здоровья детей и обеспечение их правильного и полноценного питания. В этих...

Концепции – определить цели, принципы и направления культурно-образовательной, просветительской, фондовой и исследовательской деятельности музея. Идея создания концепции музея истории учебного заведения в Тотемском педагогическом колледже возникла как естественное продолжение, условие развития музея и дальнейшая его интеграция в учебно-воспитательный процесс (см. прил. 7). Создание концепции...




В упрощенном понимании, менеджмент это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей. В современном мире термин менеджмент употребляется для определения различных понятий: это определенный вид деятельности по руководству людьми в разнообразных организациях; это область знания, помогающего осуществить эту деятельность; это определенная категория людей (определенный социальный слой), которые осуществляют работу по управлению.


Сегодня эта деятельность превратилась в самостоятельную профессию МЕНЕДЖЕР, область знаний в самостоятельную дисциплину МЕНЕДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ, а социальный слой в весьма влиятельную общественную силу. «Управлять значит, предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать» (А. Файоль)


В русском переводе термин «Менеджмент» является аналогом термина «Управление», что не в полной мере соответствует действительности по своей сути: Термин «Управление» намного шире и применяется во многих видах человеческой деятельности, в разных сферах (управление в неживой природе, биологических системах, управление государством и т.д.), а также применительно к органам управления. Термин «Менеджмент» применяется лишь к управлению социально-экономическими процессами на уровне фирмы, предприятия, корпорации, действующих в рыночных условиях, хотя его стали в последнее время употреблять и в отношении не предпринимательских организаций.


Термин «Менеджмент» (management) американского происхождения и не переводится на русский язык дословно. В англоязычных странах он употребляется в различных значениях, но всегда применительно к управлению хозяйственной деятельностью. Менеджмент представляет самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение намеченных целей предприятия (организации) в ходе любой хозяйственной деятельности в рыночных условиях, путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента.


Сущность менеджмента - это управление предприятием в условиях рыночной экономики (рынка) и означает: - направленность предприятия на удовлетворение спроса и потребности рынка (конкретных потребителей) и организацию производства тех видов продукции, которые могут быть реализованы и обеспечат ему экономическую выгоду (прибыль); - направленность управления на постоянное повышение эффективности производства за счет получения лучших результатов с наименьшими затратами;


Хозяйственную самостоятельность, обеспечивающую свободу принятия управленческих решений теми, кто несет ответственность за конечные результаты деятельности предприятия и его подразделений; - постоянную адаптацию управления к внешней среде, включая корректировку целей и программ в зависимости от конъюнктуры рынка; - объективную оценку деятельности предприятия рынком (конечный результат деятельности предприятия или его хозяйственно самостоятельных подразделений выявляется на рынке в процессе реализации продукции и услуг); - необходимость использования современной информационной базы и компьютерной техники для многовариантных расчетов при принятии управленческих решений.


Профессиональный менеджмент как самостоятельный вид деятельности предполагает наличие в качестве субъекта этой деятельности специалиста менеджера и в качестве объекта хозяйственную деятельность организации в целом или его конкретную сферу. Содержанием хозяйственной деятельности организации является обеспечение процесса производства всеми необходимыми ресурсами и организация технологического цикла в целом.


Успешная хозяйственная деятельность организации требует менеджмента, который постоянно направлен на поиск и формирование новых возможностей, умение привлекать и использовать для решения поставленных задач ресурсы самых разнообразных источников, добиваясь получения максимально возможного результата при минимальных затратах. Определение целей организации на ближайшую и дальнюю перспективу это главное в менеджменте. Различают общие цели (в целом) и специфические цели (по основным видам деятельности).


Рациональное использование материальных и трудовых ресурсов предполагает достижение целей при минимуме затрат и максимуме полученного результата, что осуществляется в процессе управления, когда группа сотрудничающих людей (работников организации) направляет свои действия на достижение общих целей на основе соответствующей мотивации их труда. Менеджмент имеет свой собственный механизм, который направлен на решение конкретных проблем взаимодействия в реализации социально- экономических, технологических, социально- психологических задач, возникающих в процессе хозяйственной деятельности.


Основы менеджмента определяют общие технологические аспекты и механизмы, которые включают: принципы, методы, функции управления и организационные структуры, управленческие решения и другие связующие элементы менеджмента, технологию управления, научную организация труда менеджеров и некоторые другие управленческие категории (понятия). Экономический механизм менеджмента включает три основных блока: внутрифирменное управление (то есть управление элементами и внутренними переменными); управление производством; управление персоналом.


Для современного менеджмента характерны еще два существенных качества: -направленность деятельности менеджерского корпуса на получение продукции высшего качества, удовлетворяющей запросы потребителей (маркетинговый подход в менеджменте); -направленность работы менеджера на повышение благосостояния членов коллектива организации (гуманизация управленческой деятельности).


Процессный подход возник в рамках школы административного управления. А. Файоль первым в предложенной им концепции рассматривал управление как единый процесс, представляющий непрерывную последовательность взаимосвязанных управленческих функций. Большинство экспертов в области менеджмента рассматривают управление как процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации.


Ситуационный подход в менеджменте разработан в конце 60-х годов и внес большой вклад в развитие теории управления. Центральным моментом в нем является ситуация, включающая конкретный набор внутренних и внешних по отношению к предприятию ситуационных факторов, которые существенно влияют на результативность его деятельности в рассматриваемый момент времени. Ситуационный подход не содержит предписываемых руководств для эффективного управления организацией. Это способ мышления о проблемах предприятия и их решениях.


Наиболее известными современными концепциями менеджмента считаются: концепция адаптации – это всегда комбинация наиболее выгодных действий с учетом факторов внешней среды, концепция глобальной стратегии - акцентирует внимание руководства на необходимость выработки единой стратегии, направленной на оптимизацию деятельности всей корпорации, а не ее отдельных частей и концепция целевой ориентации - ориентирует на организацию деятельности при доминирующей роли целеполагания на всех стадиях процесса управления (в процессах планирования, организации, контроля и мотивации).


По уровням управления общий менеджмент можно подразделить в соответствии с тремя уровнями руководства организацией: 1) высший уровень управления; 2) средний уровень управления; 3) нижний (операционный или технологический) уровень управления. Состав функций, прав и обязанностей на каждом уровне управления специфичен.


Суть искусства менеджера состоит в том, чтобы суметь правильно организовать и направить действия сотрудников, найти эффективные методы согласования действий и усилий многих людей для достижения целей организации. Успех деятельности приходит тогда, когда квалифицированный менеджер порождает и организует активное поведение работников, а их взаимодействие обеспечивают эффективную производственную деятельность и целеустремленность.


Что такое быть менеджером образовательного процесса? Это значит: выполнять важнейшую работу, необходимую государству заниматься делом, в основе которого высочайшие моральные и этические стороны человеческой жизни быть человеком, формирующим общественное мнение стать успешным руководителем в одной из самых уважаемых во все времена сфере деятельности Чтобы вести людей за собой, иди за ними… Лао-Цзы, китайский философ


На свете нет ни одного знаменитого человека, который мог бы достичь вершин без помощи своего учителя – будь то тибетский гуру или няня Арина Родионовна. На пути познания и карьерного роста каждый нуждается в поводыре. А менеджер образовательного процесса – это человек, который делает возможным приобщение человека к знаниям. Знания – огромный мир, почти вселенная. Это действенная сила. Но для менеджера это еще и бизнес: частные сады и школы, коммерческие вузы, министерская деятельность и интеграция с международными компаньонами, повышение квалификации и MBA – это та проза жизни, которая вершит великие дела.


Тебе подходит эта специальность, если ты: понимаешь ценности образования и воспитания нового поколения профессионалов знаешь, какими не должны быть "училки" и "преподы" – и готов вносить новое и интересное в образовательную систему, налаживая ее как успешный бизнес сможешь сделать учебу интересной для учащихся, при этом исполняя госзаказ на крутых специалистов умеешь общаться с людьми, но не испытываешь равнодушие и к управлению.


ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ «Никакие результаты нельзя признать хорошими, как бы значительны они не были, если ребенок может достичь гораздо более высоких, и никакие результаты, как бы они ни были малы, нельзя признать плохими, если они соответствуют максимальным возможностям ребенка» Такого управленческого подхода в прошлом опыте российского образования не было или почти не было (общеизвестна массовая практика, когда цели - об одном, результаты о другом и потому то и другое было несопоставимо).


Реализация системного управления образовательной организацией обеспечивает непрерывность процесса: -определение целевых приоритетов содержания образования, -выявление ресурсного, программного и технологического обеспечения образовательного процесса, -осуществление мониторинга результатов качества образования.


Анализ состояния проблемы убедительно указывает и на причины ее происхождения в новых социокультурных условиях нашего сообщества. Это кризис прежних систем ценностей и приоритетов, формирование новой философии общества, построенной на общечеловеческих и национальных ценностях; развитие приоритетов регионолизации и муниципализации образовательных систем; усиление процессов стратификации и в этой связи развитие рынка образовательных услуг; неравномерное развитие социально-экономических условий и в этой связи расслоение общества на богатых и бедных; активизация деятельности региональных конфессий и возрождение духовной жизни общества; развитие теории и практики управления на основе достижений менеджмента и маркетинга, внедрение ФГОС и применение в практике работы образовательных учреждений международных стандартов качества ИСО; переход развитых образовательных систем на прогрессивные модели и технологии обучения и др.




Менеджер в образовании – это руководитель - профессионал, работающий по найму. Труд менеджера характеризуется рядом особенностей: это умственны труд, состоящий из нескольких видов деятельности: организаторской, административной, воспитательной, аналитической, информационно - технической; предметами труда являются люди и информация, а результатом – управленческое решение; менеджер участвует в создании материальных благ и услуг опосредованно, через труд других людей.


Десять золотых правил для менеджера: 1. Уметь определять важность, очередность и последовательность выполнения задач. 2. Не поручать другим самые существенные вопросы, от которых зависит будущее организации. 3. Быть требовательным по отношению к подчиненным и к себе. Не допускать безответственности и расхлябанности. 4. Действовать быстро и решительно в тех случаях, когда промедление опасно. 5. Быть хорошо информированным по тем вопросам и проблемам, которые входят в компетенцию руководителя, т. е. по которым приходится принимать решения.


6. Не заниматься второстепенными делами, которые можно доверять исполнителям. 7. Действовать только в рамках возможного и реального, рисковать, но избегать слишком рискованных и авантюрных действии. 8. Уметь проигрывать в ситуациях, когда проигрыш неизбежен. 9. Быть справедливым, последовательным и твердым в своих управленческих действиях. 10. Находить удовольствие в работе, заниматься теми видами и формами управленческой деятельности, которые приносят удовольствие (удовлетворение).


Педагогический менеджмент характеризует направленность на интересы, потребности, мотивы субъектов образовательного процесса. Цель педагогического менеджмента – оптимизация управления образовательным учреждением. В образовательном учреждении все процессы взаимосвязаны, так как это педагогическая система. Поэтому, чем эффективнее будет управление этой системой, тем успешнее будет каждый ученик и педагог, то есть именно через управление реализуются основные цели образовательного учреждения. Основная задача управленца как менеджера образовательного процесса – создание условий для реализации целей и задач, стоящих перед образовательной организацией. Важным фактором выступает единство целей всех субъектов управления. Достичь общих целей возможно лишь при создании условий для самореализации каждого участника этого процесса.


Основные группы методов управления, используемых в образовательной организации Методы управления – способы воздействия управляющего субъекта на управляемый объект, руководителя на возглавляемый им коллектив. Среди методов управления выделяют пять групп: І группа: Организационно - распорядительные методы управления II группа: Распорядительные методы III группа: Методы дисциплинарного воздействия IV группа: Социальные методы управления V группа: Психологические методы управления


Управленческий цикл в ОО - целостная совокупность сориентированных на достижение одной цели, выполняемых одновременно или в некоторой последовательности взаимодействующих между собой управленческих функций, совершающих законченный круг развития и ограниченных определенными предметно - пространственными и временными рамками (Ю. А. Конаржевский – ученый педагог, доктор педагогических наук, профессор). Управленческий цикл состоит из пяти управленческих функций: 1) целеполагание, 2) сбор информации и анализ, 3) подготовка и принятие управленческого решения или планирование, 4) организация и мотивация коллектива на выполнения этого решения, 5)внутришкольный контроль, который предусматривает корректирование деятельности и регулирование отношений.


КАК СОЗДАТЬ ТАКОЕ УПРАВЛЕНИЕ? … чтобы в школе был слаженный педагогический ансамбль … чтобы мы всегда находили ключ к разрешению школьных проблем … чтобы на все хватало времени … чтобы начальники понимали наши проблемы … чтобы школа финансировалась как из «рога изобилия» … чтобы в школе был бы порядок в делах … чтобы всегда была возможность для полета мысли … чтобы мы все научились договариваться … чтобы школа могла стать лучшей, и дети в нее стремились


Эту управленческую реальность менеджера ОО в обобщенной форме невозможно описать ни в одном самом подробном пособии. Обратимся к одной из функций – прогнозирование и планирование в работе руководителя в условиях изменений. Чем наша ОО отличается от других? В чем ее особенность, предназначение в социуме? (видение, миссия, ценности) С какими проблемами ОО сталкивается на этом пути? (анализ внутренней и внешней среды ОО)? К достижению каких целей стремится? Какими ресурсами для этого располагает? (стратегический план)? Как добьется реализации стратегических целей? (оперативный план, проекты, целевые программы) Как организовать педагогический коллектив для реализации намеченного? (эффективные педагогические команды).


Предприятие считается добившимся успеха, если оно достигло своих целей! Составляющие успеха организации Выживание это возможность предприятия существовать как можно дольше, что является первейшей задачей большинства организаций. Чтобы остаться сильными, дееспособными и чтобы выжить большинству предприятий приходится периодически менять свои цели, выбирая их соответственно изменяющимся потребностям и конъюнктуре рынка, а также изменениям других факторов внешней среды. Практически все успешные предприятия, созданные для бизнеса, периодически разрабатывают новые виды продукции или услуг.


Результативность и эффективность. Чтобы иметь успех в течение длительного времени, т.е. чтобы выжить и достичь своих целей, деятельность организации должна быть результативной и эффективной. По определению Питера Друкера: Результативность является следствием того, что организацией делаются правильные вещи (doing the right things). А эффективность является следствием того, что правильно создаются эти самые вещи (doing things right). Производительность. Приведенное общее представление об эффективности и результативности весьма абстрактно и не позволяет проводить сравнительную оценку организаций, а также во время определять негативные тенденции в работе каждой из них (при этом такое решение желательно получить как можно раньше). Поэтому поиск количественной оценки эффективности привел к производительности.


Чем более эффективна деятельность организации, тем выше её производительность. Практическая реализация. Цель управления это выполнение реальной работы реальными людьми. Успешным решением является такое решение, которое реализуется, превращается в результативное и эффективное действие.


ЭФФЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ это сложный процесс балансирования и компромисса, предполагающий намеренные уступки (жертвы), когда это необходимо для общего блага организации. Чтобы постичь суть возможных последствий, руководителю необходимо видеть всю ситуацию как единое целое, включая всю организацию (учреждение), факторы внешней среды и ожидаемые последствия принимаемого управленческого решения.


Результаты академических знаний становятся все менее главными показателями качества образования; на смену им приходят такие важные показатели качества управления, как сформированность у выпускников ОО устойчивой мотивации познания, сформированность надпредметных и ключевых компетенций, общественно- полезный социальный опыт.


На чем должен акцентировать внимание руководитель? 1. На том, что уже есть, а не на том, чего пока не хватает. 2. На ресурсах – всём, что помогает достигать успеха, а не на опасностях, угрозах, трудностях. 3. В фокусе внимания должны быть достоинства, а не недостатки. 4. На опыте достижения успеха, а не на тяжёлом грузе неудач и поражений.